Военные действия на Украине дестабилизирует весь Ближний Восток
Сложные политические ситуации, в том числе переговоры по СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий), стали еще более сложными. Россия недавно заявило о возможности срыва ядерной сделки с Ираном. Своими ответными мерами она препятствует продвижению санкций, связанных с ее военными действиями против Украины. Это, в свою очередь, подталкивает Иран к к более жесткой позиции.
10 марта иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) взял на себя ответственность за обстрел дипломатических объектов США в Эрбиле на севере Ирака с применением баллистических ракет под предлогом того, что цели были частью израильского «стратегического центра». В то время как атаки были широко восприняты как предупреждение Демократической партии Курдистана (ДПК) в Ираке не поддерживать правительство Муктады ас-Садра в Багдаде, которое не включает в себя шиитских союзников Ирана. Тегеран также посылал сигнал о том, что он не будет ждать вечно, чтобы ядерные переговоры дали результаты. Вдобавок к этому, Иран как никогда близок к прорыву в создании собственного ядерного потенциала. Тем самым увеличивая давление на Израиль, который может вмешаться, используя военную силу, с тем, чтобы предотвратить достижение Ираном точки невозврата, когда он уже будет обладать ядерным оружием
15 марта министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что он « получил письменные гарантии» от США, что торговля России с Ираном не будет подпадать под санкции, связанные с Украиной. Если это так, это может позволить продолжить переговоры по СВПД. Однако чем больше времени потребуется мировым державам для заключения сделки с Ираном, тем больше вероятность того, что напряженность между Ираном и его региональными соперниками будет продолжать расти.
Более того, если ядерная сделка завянет на корню, как сейчас опасаются официальные лица США, региональные волновые последствия могут быть смертельными. Например, прокси-повстанцы Тегерана в Йемене, скорее всего, усилят атаки на Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн, если КСИР не будет исключен из списка Иностранных террористических организаций (ИТО) Госдепартамента США. Это было одним из ключевых требований Тегерана в ходе обсуждения СВПД. Без этого Тегеран будет ориентироваться в отношении ОАЭ и Саудовской Аравии и препятствовать способности обеих стран экспортировать нефть.
Наряду с ракетными ударами по Эрбилю Иран также приостановил текущие переговоры с Саудовской Аравией, которые ведутся при содействии Ирака. Вместо этого Иран начал вести переговоры с жесткостью. В январе поддерживаемые Ираном хуситы атаковали стратегические объекты в ОАЭ с помощью беспилотников и ракет. Затем 19 марта хуситы атаковали нефтяной объект, опреснительную установку и электростанцию на юге Саудовской Аравии. В то же время хуситы отвергли переговоры Совета сотрудничества стран Персидского залива по йеменскому вопросу, которые должны были состояться на этой неделе в Эр-Рияде. Хуситы нанесли серию ракетных и беспилотных ударов по саудовским нефтяным объектам, в том числе по складу Aramco в Джидде. Столбы дыма поднялись над городом, где пилоты Формулы-1 тренировались перед Гран-при Саудовской Аравии.
Ввод войск России на Украину угрожает дестабилизировать регион. Во-первых, это может поставить под угрозу хрупкое коалиционное правительство Израиля. Несмотря на религиозные и культурные связи с Украиной, Израиль поддерживает хорошие отношения с Россией и до сих пор не осудил российскую сторону. Вместо этого он стремится найти баланс между Вашингтоном и Москвой. С молчаливого одобрения Кремля Израиль проводит воздушные бомбардировки иранских ополченцев в Сирии. Ракетные обстрелы Эрбиля были совершены через несколько дней после того, как Израиль убил двух членов КСИР в Сирии.
Уклончивый подход Израиля к украинскому кризису проходит проверку. Министр иностранных дел Израиля Яир Лапид, который также является заместителем премьер-министра, заметно расходится с официальной позицией в отношении войны. В середине марта Лапид заявил, что началу спецоперации России на Украине «нет оправдания», в то время как премьер-министр Израиля Нафтали Беннет призвал министров хранить молчание по этому поводу. Если коалиционное правительство рухнет, это может подготовить почву для возрождения Биньямина Нетаньяху на посту премьер-министра, который будет проводить явно более ястребиную политику в отношении Ирана.
Конфликт на Украине также может предоставить «Исламскому государству» (ИГИЛ зпрещенная организация) прекрасную возможность перегруппироваться и вызвать хаос в регионе. Поскольку Москва решила получить свою часть выгоды от режима президента Башара Асада, планируя перебросить по воздуху тысячи сирийцев на поля боев на Украине. По некоторым сообщениям, до 40 000 сирийцев записались на войну в Украине, что составляет значительную часть сил правительства Асада. Сообщается, что в их число входит обученная в Москве элитная 4-я дивизия, контролируемая Махером аль-Асадом, братом президента. Хотя это не обязательно поставит под угрозу власть режима в Дамаске, это может создать вакуум власти в других областях.
Наконец, давайте не будем забывать, что такие страны, как Египет, Марокко и Тунис, скорее всего, столкнутся с ростом недовольства перед Рамаданом, поскольку их счета за импорт продовольствия увеличиваются из-за войны. Всего за несколько недель до начала священного месяца потребители на Ближнем Востоке и в Северной Африке (MENA) поспешили запастись пшеницей из-за двойного удара по дефициту импорта и росту транспортных расходов.
Режимы во всех этих странах могут столкнуться с перспективой «хлебных бунтов», что приведет к повторению акций протеста, подобных «арабской весне», по всему региону. Ничто из этого не является неизбежным. Но в то время как мир сосредоточен на влиянии российского ввода войск на Украину на всю Европу, не менее важно оценить и спланировать его влияние и на весь регион Ближнего Востока.
ДНЯНЕШ КАМАТ, политолог, специализирующийся на Ближнем Востоке и Южной Азии. Эта статья была предоставлена Syndication Bureau