Деглобализация интернета: почему запрет иностранных цифровых сервисов выгоден России

Деглобализация интернета: почему запрет иностранных цифровых сервисов выгоден России

Блокировка ставших экстремистскими детищ Марка Цукерберга и Кевина Систрома, а также уход из России стриминговых сервисов Netflix и Spotify придала сил отечественным социальным сетям и интернет-сервисам.

И дело не в том, что отечественные цифровые сервисы были плохими. Отнюдь. Россия — очень редкое исключение в современном мире, государство, у которой есть практически все аналоги транснациональных интернет-сервисов. Ближайший пример такой страны – Китай.

Проблема была в том, что конкурировать с ними на равных крайне сложно. Интернет-экономика – это вотчина модели веб 2.0. Веб 2.0 — это система двойной эксплуатации пользователей: они добровольно генерируют контент, тратя на это своё время и силы, чем повышают посещаемость сервиса, вовлекая в него новых пользователей и удерживая старых, а заодно смотрят рекламу, деньги от которой оседают на счетах корпораций.

У Alphabet и конторы Марка Цукерберга, признанной недавно экстремисткой организацией, есть доступ к деньгам практически всего мира за исключением Китая. Логика простая: больше аудитория, больше доходов от рекламы, лучше монетизация, больше дата-центров и, как итог, абсолютное преимущество перед своими региональными конкурентами.

А если добавить к этому ещё контроль той же Alphabet (ранее Google) над практически всем мобильным поисковым рынком мира (за исключением Китая), то доминирование над региональными конкурентами становится практически безраздельным.

Конкурировать в таких условиях на равных невозможно: боец в лёгком весе не победит супертяжеловеса в условиях, когда этот супертяж может на лету менять правила ведения борьбы.

Тот же «Яндекс» долго пытался конкурировать с Google на рынке поиска: ему на помощь даже пришли ФАС и суды: в 2017 году Google пришлось заключить мировое соглашение с «Яндекс» и позволить российской компании продвигать свой поиск в браузере Chrome. К тому моменту Google захватил уже больше половины поискового рынка России. В этом ему помогли свой браузер и своя операционная система.

Теперь проблема с поиском, стримингом и конкуренцией решена более чем радикально.

Можно сколько угодно сокрушаться по заблокированным соцсетям, но их уход для отечественного IT – благо. Рынок расчищен, переток аудитории обеспечен: дневная аудитория VK выросла на 8,7% — до 50 млн пользователей, — а акции подорожали до 80%. У «Яндекс» ещё по итогам прошлого года удвоилось количество подписчиков, перевалив за 10 млн человек. Аналитики ожидали в 2022 году замедление темпов роста пользователей «Плюса», но эти прогнозы можно смело пересматривать.

Всю эту радостную историю с ростом аудитории портит лишь уход из России 11 рекламодателей из топ-30, обеспечивавших 28% рекламных бюджетов (38,5 млрд рублей) в 2021 году.

Впрочем, и эта новость тоже обладает двоякой природой: место ТНК могут занять российские компании, а сами ТНК, перестроив свои цепочки поставок, всё равно вернутся на российский рынок и будут покупать рекламу у «Яндекс» и «ВКонтакте».

Если глобализация оборачивается вспять, а мир вновь раскалывается на валютные и технологические зоны, то раскол глобального интернет-пространства также не должен удивлять. К слову, с учётом текущих реалий, блокировка соседями России её интернет-сервисов наверняка будет рассматриваться таким же недружественным шагом как притеснение русского языка и запрет буквы Z.