Глава Роскачества рассказал о поддержке производителей и потребителей в период санкций
Максим Новиков
Россияне все чаще отдают предпочтение формату онлайн-доставок вместо привычного похода за продуктами в гипермаркет. Какие сервисы гарантированно привезут свежий товар и почему нужно опасаться «зеленого камуфляжа» при выборе органической продукции — об этом подробнее в интервью для ФБА «Экономика сегодня» рассказал руководитель Роскачества Максим Протасов.
— Максим Александрович, как выстроено взаимодействие Роскачества с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью на текущий момент?
— Актуальность нашей работы в нашей стране и, в частности, в северо-западном регионе в новых условиях сильно выросла и строится теперь по двум направлениям: первое – новый этап импортозамещения. Нам как никогда необходимо помогать предприятиям в совершенствовании существующих и выстраивании новых бизнес-процессов, учить делать упор на менеджменте качества, чтобы в нынешних условиях новая продукция была произведена как можно быстрее с наименьшими расходами и наилучшим качеством. С изменением источников поступления сырья и упаковки, перестройкой логистических процессов, которые происходят каждый день, нужно помогать производителям. Мы показываем, что еще можно сделать, чтобы оптимизировать внутренние процессы предприятий.
Это работа ведется в рамках конкурса на соискание премии Правительства РФ в области качества, секретариатом которого является Роскачество, предприятия бесплатно проходят всестороннюю оценку своей деятельности. В ходе аудита проводится системный анализ, который позволяет выявить точки роста и направления оптимизации бизнес-процессов. В независимости от результатов конкурса организации получают экспертные заключения, какие есть недочеты в работе с точки зрения качества процессов, производительности труда, работы персонала и т. д. А в случае успешного прохождения конкурса вручается правительственная премия в области качества.
Второе направление – взаимодействие с потребителями региона. Важнейшей для Роскачества деятельностью является организация «общества умного потребления», чтобы потребители знали, что и как покупать. Мы получаем письма на портал для умного покупателя, сообщения в соцсетях с вопросами и просьбами. Сегодня потребитель подвержен новым рискам, которые касаются изменения торговых марок, упаковки товара на полках. Мы объясняем, на что надо обращать внимание, как делать выбор, какие проблемы действительно существуют на потребительском рынке, а что является мифом. Также нам задают вопросы о том, как оплачивать продукцию, что происходит с работой банковских карт, какие платежные кошельки работают, а какие — нет. Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества отвечают на все подобные запросы, а также оперативно информируют граждан о новых видах цифрового мошенничества.
Мы помогаем потребителям, чтобы они не потерялись в текущих изменениях и имели доступ к качественной продукции.
— Какие товары, произведенные в Санкт-Петербурге и Ленобласти, получили хорошие оценки по итогам исследований Роскачества?
— Мы начали активно исследовать продукцию предприятий региона после подписания соответствующего соглашения о сотрудничества с главами субъектов. За последние три года есть явные улучшения: 15 товаров Санкт-Петербурга и один товар из Ленобласти получили государственный Знак качества. Напомню, что Знак качества присваивается только в том случае, если по результатам веерных испытаний продукция той или иной марки не только соответствовала обязательным требованиям по качеству и безопасности, но и дотянулась до опережающих стандартов Роскачества. Всего на сегодняшний день выданных государственных Знаков качества, то есть товаров с той самой буквой «К» — более 200.
Высокую оценку в рейтинге Роскачества получили товары местных производителей в таких категориях, как молочная продукция, крупы, хлебобулочные изделия, алкогольные напитки, соки, мыло детское, бытовая химия.
— Недавно вы выпустили исследование служб доставок, в том числе там были представлены сервисы Петербурга. Расскажите о его результатах?
— В исследование попали 36 сервисов в Москве и Санкт-Петербурге. Мы смотрели скорость доставки, процедуры, связанные с оплатой товара, были ли какие-то сбои, обращали внимание на качество привозимой продукции (в первую очередь на микробиологию, то есть испортился товар или нет).
Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
В Петербурге по времени доставки все сервисы уложились в срок. Из заказанных продуктов только один товар привезли с истекшим сроком годности (творог из «Дикси»). В последний день срока годности товар доставила «Яндекс.Лавка». Большая часть сервисов привозили свежие товары, то есть в первой половине срока годности. Среди них супермаркет Spar, маркетплейс iGooods и «СберМаркет». Еще мы проверяли правило «товарного соседства», когда разные категории товаров, например мясную и молочную продукцию, упаковывают в отдельную тару и только потом кладут в общий пакет. Наше исследование показало, что в Петербурге «Ашан», «Лента» и OZON это правило соблюдают.
Вне зависимости от текущих условий в России будет и дальше развиваться формат онлайн-заказов. Люди к этому привыкли за период пандемии и ожидается дальнейший рост трафика онлайн-сервисов доставки.
Сегодня также отмечается тенденция к переходу потребителей от крупного ретейла и гипермакетов к закупкам в супермаркетах и магазинах формата «у дома». Большинство потребителей уже определились с составом потребительской корзины и набором любимых марок. Мы это видим даже по работе граждан с нашим мобильным приложением: если раньше люди все чаще просили исследовать новые марки, то сейчас звучит просьба повторно исследовать и подтвердить, что, например, масло определенной марки действительно соответствует ранее присвоенному рейтингу Роскачества. В этом смысле мы видим, что потребитель сильно повзрослел.
— Вы также занимаетесь сертификацией производителей органической продукции. Как нынешняя ситуация скажется на развитии данного сегмента рынка и каковы его перспективы?
— Прошло около двух лет, как закон об органической продукции вступил в силу и Роскачество начало сертифицировать первых производителей. В 2019 году производители органики присутствовали лишь в девяти субъектах, сегодня сертифицировано уже более 100 производителей из 40 регионов России. Все эти компании получили право маркировать товары государственным знаком «Органик» и внесены в реестр Минсельхоза.
В Петербурге сертифицированы два производителя органической продукции, и оба выпускают алкогольные напитки – это ООО «Опытный завод “Нива”» (органическая водка) и ООО «Ладога» (органическая водка и органический джин). Данная продукция изготовлена из органического зерна и ингредиентов, а сертификация на соответствие органическим стандартам пройдена на всех этапах производства.
Мы концентрируемся и на создании единого рынка органической продукции со странами Евразийского экономического союза. Мировой рынок органической продукции продолжает расти уникальными темпами – 10–12% в год, несмотря на все экономические сложности. Спрос на органику высокий во всем мире – на азиатском, европейском рынках, в Латинской Америке. Мы уверены, что российские производители должны занять на нем высокую долю. Наша страна в полной мере владеет инфраструктурой для этого: у нас достаточно экологически чистой продукции и есть преимущества при запуске производства органики, в том числе земельные ресурсы. Годовой прирост органических земель в России составляет 22%.
pxhere.com
Сейчас мы унифицировали стандарты с международными. Межгосударственные стандарты станут основой общего рынка органической продукции в рамках ЕАЭС. На базе Роскачества мы проводим обучение аграриев, для малых и средних предприятий введена бесплатная сертификация органического производства. Разрабатывается национальная стратегия по развитию органики до 2030 года. Наша страна была 93-й вышедшей на этот рынок, но мы построили устойчивую инфраструктуру для развития органического сегмента и разгоняемся очень быстро.
Национальный центр компетенций развития органической и «зеленой» продукции Роскачества вместе с крупными маркетплейсами и торговыми сетями ведет совместную работу по приведению органических полок в соответствие с законодательством. Мы просим всех потребителей обращать внимание на то, что многие производители, до сих пор подписывающие продукцию словами «органика», «органическое», не имеют на это права. Со дня вступления в силу закона использование данных слов на упаковке без прохождения соответствующей сертификации незаконно.
Если потребитель видит на товаре слово «органика» и его производные и при этом маркировка не содержит знака единого образца (белый листок на зеленом фоне), то он может сообщить об этом в Роскачество. Это позволит как можно быстрее убрать с рынка то, что называют «зеленым камуфляжем» — фальсифицированную продукцию, выдающую себя за настоящую органику.
Ян Аллин