Ирак, Украина, Йемен и Палестина: критическая оценка

Ирак, Украина, Йемен и Палестина: критическая оценка

Во время и после войны в Ираке под руководством США военный контингент, отправленный Украиной, был третьим по величине в коалиции. Миссия украинских вооруженных сил в Ираке завершилась 9 декабря 2008 года. Согласно официальным данным, предоставленным вооруженными силами США, «более 5000 украинских военнослужащих служили в Ираке в течение пяти лет в поддержку операции «Иракская свобода».

Война в Ираке, где было использовано огромное количество бомб с обедненным ураном и белым фосфором, унесла жизни почти миллиона человек. Никто никогда не был привлечен к ответственности и не был обвинен в военных преступлениях за вторжение в Ирак. Никакого оружия в страну, подвергшуюся вторжению, не поставлялось извне, и не вводились санкции с целью остановить или осудить вторжение. Возможно, стоит напомнить, что, как подтвердило расследование, проведенное в 2009 году тогдашним премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном сэру Джону Чилкоту, интервенция в Ираке была «ненужной», правовые основания для военных действий были «далеко неудовлетворительными», а основное оправдание нападения (владение оружием массового поражения) было основано на ложных заявлениях и данных.

В то время председатель Комитета Сената США по международным отношениям Джо Байден был одним из 77 сенаторов, давших президенту Джорджу Бушу-младшему полномочия на применение силы в Ираке. Байден имел право выбрать 18 свидетелей на основных слушаниях в Сенате по Ираку, и использовал это право, чтобы набрать людей, которые поддерживали провоенную позицию. Оглядываясь назад, можно задаться вопросом, принесла ли подобная политика какую-либо пользу или хотя бы ограниченную стабилизацию в Азии. Один из возможных ответов на этот вопрос опять-таки исходит из данных Госдепартамента США, согласно которым с 2001 по 2014 год «случаи терроризма» увеличились на 3800% — с 355 в 2001 году до 13 500 в 2014 году. В период с 2001 по 2014 год смертность в регионе от террористических атак увеличилась в шесть раз, половина из них произошла в Афганистане и Ираке.

Российско-украинский конфликт. Во многих дебатах, которые последовали за введением войск России на Украину, многое было опущено или отложено в сторону относительно роли Украины и ее руководства, а также роли самого нынешнего президента США Байдена в некоторых из самых проблемных глав новейшей истории. Отчасти это понятно: действительно необходимо проявлять безоговорочную поддержку и солидарность с подвергшимся нападению и озверевшему народу (украинцам), то есть именно то, чего не было в Ираке и сейчас не происходит в Йемене.

По состоянию на 2021 год, в том числе благодаря военной и материально-технической поддержке, гарантированной США и другими странами НАТО, в результате прямых и косвенных причин войны в Йемене погибло 377 000 человек. Почти 70% убитых были детьми в возрасте до пяти лет. В эти сложные рамки также можно включить недавние дебаты с участием президента Украины Владимира Зеленского, которые многие наблюдатели определяют как «образец для молодых поколений». Здесь тоже, конечно, понятно отождествлять себя с лидером подвергшейся нападению страны и возводить его в символ стойкости.

Однако совсем другое предложение состоит в том, чтобы некритически принять процесс «героизации» политического лидера, лично замешанного в некоторых крупных скандалах. Документы Пандоры, например, показали, что он и некоторые из его близкого окружения были бенефициарами сети офшорных компаний, через которые они скрывали крупные суммы денег. С точки зрения тех, кто считает, что моральные принципы должны применяться на всех широтах, возможно, еще более проблематичным является то, что 1 января 2020 года Зеленский вывел Украину из состава Комитета ООН по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа.

Спустя год и пять месяцев, в разгар так называемого израильско-палестинского кризиса 2021 года, унесшего жизни девяти израильтян-евреев (в том числе двух детей) и 256 палестинцев (в том числе 66 детей), Зеленский опубликовал твит, в котором он подчеркнул, что единственная трагедия в контексте той войны это трагедия израильтян, чье небо было «усеяно ракетами». Ни одним словом украинский президент не упомянул о страданиях палестинцев, будь то в секторе Газа или в каких-либо других районах между рекой Иордан и Средиземным морем.

ЛОРЕНЦО КАМЕЛЬ, профессор истории Туринского университета