Отношения России и США разрушены
Госдеп США назвал ответные санкции России эскалацией и заявил о своем праве ввести контрмеры.
Президент США Джо Байден позвонил президенту России Владимиру Путину. Сразу после разговора американской стороной были инициированы новые санкции против России. Наша страна ответила на агрессию контрсанкциями, в том числе высылкой дипломатов и ограничениями по диплиниям. Пока диалог России и США выглядит как набор санкций и контрсанкций, возможен ли выход из кризиса отношений и актуальна ли встреча президентов?
Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер прокомментировал для «Журналистской правды» потенциал для адекватных отношений между Россией и США.
«Песков вчера ответил, что вопрос о проведении встречи с президентом США – это прерогатива Владимира Путина. Лавров сказал, что мы от встречи не отказываемся. Сегодня есть передовица гражданина Акопова на РИА Новости «Зачем встречаться с Байденом?». Понятно, что это официальные и околоофициальные позиции, тут трудно что-то комментировать – окончательного решения не принято. Кремль против встречи ничего не имеет. Вопрос в другом. Никто не объяснил, что можно на этой встрече решить. Обсуждать можно, что угодно. А что можно решить?
Понятие стратегической стабильности, о которой говорят, вполне обсуждаемо. Дело в том, что стратегическая стабильность не предполагает документов по данному вопросу. Она реализуется через различные соглашения и договоры. Это, например, такие вещи, как РМСД (ред. – договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности), Договор об открытом небе и аналогичные документы. Очевидно, что РМСД умер. Что касается Договора об открытом небе, то вероятность того, что стороны договорятся, я бы оценил в 15-20%. Других вопросов, по которым можно придти к общему мнению, не видно. Поэтому встреча, с точки зрения выхода на договоренности, актуальности не имеет. Тем более такие вопросы, как Договор об открытом небе, нужно сначала решать на уровне экспертов, а не на встрече руководителей. Руководители могут сказать, что дадут поручения. Но эти поручения нельзя выполнить, потому что у сторон принципиально разные взгляды на некоторые позиции. Запад хочет, чтобы Россия сняла ограничения полетов над некоторыми районами. Россия утверждает, что в договоре это не прописано (например, полное разрешение полетов над Калининградом противоречит интересам безопасности России). Такие исключения в договоре предусмотрены. Запад в свою очередь вводит исключения, которые не нравятся России. Получается, что Договор об открытом небе действует лишь отчасти. Вытащить из договора исключения никто не согласится. Договор об открытом небе в том виде, в котором его хотят видеть на Западе, Россия не примет. Всё это вместе не позволяет оптимистично смотреть на потенциальные результаты встречи.
Диалог продолжится в том виде, в котором он есть. Он не будет ни уважительным, ни инклюзивным, ни последовательным, будет состоять из санкций и попыток на них реагировать. Вашингтон будет создавать фейковые поводы для следующих санкций, чтобы сдерживать Россию и не допускать ее сближения с Китаем.
Выхода из кризиса отношений между Россией и США не произойдет никогда. Это невозможно по определению. Если только появятся новые отношения. Как и среди людей: если отношения разрушены, их не склеить обратно, вернуться к началу практически невозможно».