Северный широтный ход вновь остановлен. В чём смысл?
Вместе с теми позитивными изменениями, которые сейчас происходят в русской экономике, мы не можем не обращать внимание на явно бессмысленные и нелогичные решения.
Сейчас же стало известно, что Северный широтный ход также поставлен на паузу
Издание Коммерсант приводит следующую информацию:
Как следует из протокола совещания у вице-премьера Марата Хуснуллина 9 марта (“Ъ” видел документ), наблюдается дефицит финансирования по проекту более 300 млрд руб., есть и риски привлечения концессионером заемного капитала.
Подобная логика и подобное обоснование отказа от проекта не выдерживает никакой критики.
Увы, но мы видим типичное проявление либеральной архаики. С одной стороны, у проекта имеется дефицит финансирования в 300 млрд, с другой — риски с привлечением заемного капитала.
В общем, Хуснуллин исходит из того, что деньги — ограниченный ресурс. И если не хватает государственного финансирования, то в обязательном порядке нужно привлекать концессионера. А еще лучше привлечь его для того, чтобы железная дорога была эффективнее. Видимо, на частных железных дорогах поезда берут в три раза больше грузов и ездят в пять раз быстрее.
Если возвращаться к недостающему объему средств — это вообще смех. Министерства еще работают по старым методичкам, согласно которым для того, чтобы профинансировать какой-либо проект необходимо перераспределить средства через налоги. Сколько налогов собираем — столько и тратим.
О роли Центробанка здесь никто особо не задумывался. И, в общем-то, не было оснований, поскольку до недавнего времени ЦБ целиком и полностью следовал заветам Бреттон-Вудской системе, печатая рубль исключительно под заходящую в страну иностранную валюту.
Но сейчас ситуация кардинальным образом изменилась. Государственная машина постепенно перестраивается под новые реалии. Яркий пример — Центробанк вновь начал скупать золото, печатая под него рубли. Более того, покупка идет по фиксированному курсу в 5000 рублей за грамм.
Однако отказ от СШХ — яркий пример того, что перестройка на новые реалии идет медленно.
Железные дороги мы строим замкнутым циклом. Все необходимо производится в стране. Более того, с учетом ситуации, у нас высвобождаются дополнительные мощности. Например, по стали.
И вот под загрузку мощностей можно напечатать столько денег, сколько необходимо. Важно, чтобы эмиссионные деньги пошли конкретно на реализацию проекта, но современные технологии позволяют все это отследить. А с введением цифрового рубля ситуация упростится до минимума.
С технической точки зрения разницы нет никакой. Ранее Северсталь экспортировала в Европу, к примеру, 5 млн тонн стали. За это компания получала евро, продавая часть валютной выручки в России и под нее Центробанк печатал рубли. Но в чем проблема, если Центробанк просто напечатает рубли, которые пойдут на закупку той же стали, но для внутреннего рынка, на котором будет создан дополнительный спрос? Разумеется, никакой разницы нет. Даже с точки зрения объема денежной массы.
И пока этого не поймут в правительстве и ЦБ, у нас продолжится отказ и заморозка перспективных проектов. Перераспределять деньги можно, если они идут на текущие расходы бюджета (напр., социальные выплаты). Если же мы говорим об инвестиционных расходах, то здесь необходимую сумму можно допечатать. Единственное — должны неукоснительно соблюдаться два условия: эмиссионные деньги идут на загрузку уже существующих мощностей, а также исключена их конвертация в валюту и закупка даже необходимых товаров и услуг.