Простая арифметика газовой «Большой игры». Выдержит ли европейская экономика отказ от российского «голубого топлива»
Члены Совета директоров сразу двух крупнейших немецких химических концернов, «BASF» (1-е место в рейтинге) и Boehringer Ingelheim GmbH (4 место), почти одновременно сделали громкие заявления о том, что Германия, известная самыми передовыми предприятиями промышленной и бытовой химии, рискует фатально утратить лидерство в этой области. Именно дешевый трубопроводный газ из России позволял немцам не только сокращать производственные расходы, но и получать сверхприбыли в этой сложной и обычно не приносящей лёгких денег сфере. Один из руководителей BASF Михаэль Вассилиадис объявил, что цитата:
«В случае даже Россия всего наполовину закроет вентиль, наш крупнейший завод в Людвигсхафене полностью прекратит производство и отправит за ворота более сорока тысяч человек. Полный отказ от сибирского «голубого топлива», если он не будет компенсирован в обозримые сроки, приведёт к увольнению более 100 тысяч человек и необратимым последствиям для всей германской химической отрасли»
На фоне бодрых заявлений новоявленного германского правительства о том, что «они готовы к любым сценариям с поставками газа из России», подобные алармистские речи звучат явным диссонансом. Причем, политики делают упор лишь о том, что простым немцам придётся жить в плохо отапливаемых домах и призывают потерпеть во имя всеевропейской солидарности. Никто не говорит им о серьезнейшей вероятности, что они просто окажутся выброшенными на улицу без достойной работы. Разъяснять на этот счет приходится немецким бизнесменам, не склонным к сантиментам и считающим не просто деньги, а очень большие деньги, которых их хотят лишить.
Посчитать, насколько актуальны страхи немецких промышленных боссов довольно несложно. На сегодня, даже в условиях, когда европейская промышленность сильно просела из-за пандемии, Старый Свет потребляет около 350 миллиардов кубометров. Из них Россия обеспечивает по трубопроводам и в виде сжиженного природного газа более 60%. Замену в случае эмбарго немцы надеются найти в США, но и по сей день у них нет мощностей, которые помогут принимать американское топливо. Американцы утверждают, что могут обеспечить дополнительные поставки 25 млрд кубов в год, к уже поставляемым 45. При этом работают американские газовики на пределе возможностей, подвергаясь нещадной критике природозащитных организаций. Примерно такое же количество смутно обещают предоставить Катар и Алжир. Ещё меньше надежд на Туркмению и Азербайджан, по вполне понятным причинам. И это не покрывает и половины того, что давала Россия. А ещё нужно строить терминалы и выстраивать новые логистические цепочки, на что уйдёт уйма времени и дополнительных средств. Вот нехитрая такая арифметика. За это время азиатские конкуренты, у которых не будет проблем с недорогим и бесперебойно поставляемым сырьем, уйдут далеко вперёд.
Недаром многие азиатские экономисты называют нынешнее ЕСовских комиссаров «ликвидационным комитетом европейского промышленного потенциала, откровенно работающего на интересы США». У той же Урсулы фон дер Ляйен есть неплохой опыт приведения в небоеспособное состояние Бундесвера, некогда одной из самых подготовленных армий Старой Европы. Всё по лучшим англосаксонским заветам «управляем Германией, сдерживаем Россию». Сами американцы, между тем, продолжают закупать российскую сырую нефть, несмотря на широко анонсированный запрет и выводят из-под санкций уран и минеральные удобрения. Можно не сомневаться, что значительная часть СПГ, которую они втридорога втюхают своим податливым европейским партнерам, тоже будет иметь российское происхождения, как это уже было несколько лет назад. Ничто не ново под Луной. Уже сегодня немцы фиксируют самую высокую инфляцию за послевоенный период, а ведь Большая Игра только началась. И у сторон по карманам припасено ещё немало аргументов, чтобы до крайности друг друга огорчить.