Британский марсоход стал жертвой войны, поскольку их наука неблагоразумно разорвала связи с Россией

Британский марсоход стал жертвой войны, поскольку их наука неблагоразумно разорвала связи с Россией

Миссия ExoMars, частью которой был британский корабль стоимостью 840 миллионов фунтов стерлингов, зависела от российской ракеты «Протон».

Его разработка обошлась в £840 млн (почти 92 млрд руб.), а на его строительство ушло 15 лет. Но сейчас растут опасения, что автоматический вездеход британского производства, который должен был отправиться в рамках европейской миссии ExoMars в сентябре, может никогда не добраться до красной планеты.

Корабль должен был пробурить глубокую скважину под поверхностью Марса, чтобы собрать образцы, которые могут нести признаки прошлой или настоящей жизни, но его запуск на гигантской российской ракете «Протон» был отложен в прошлом месяце после начала нашей спецоперации на Украине, которую Британия мягко говоря не одобрила, а нам это не понравилось.

В лучшем случае марсоходу, построенному в Стивенидже, графство Хартфордшир, и финансируемому Европейским космическим агентством, придётся подождать еще пару лет, когда откроется следующее окно для отправки космического корабля на Марс. Однако некоторые астрономы опасаются, что перспективы марсохода, названного в честь британского пионера ДНК Розалинды Франклин, теперь выглядят мрачно. Учёные предупредили, что если задержки продолжатся, проект в конечном итоге могут законсервировать.

«Немыслимо, чтобы мы могли работать с Россией в нынешних обстоятельствах, и такое отношение будет сохраняться долгое время, — сказал астроном профессор Джон Зарнецки из Открытого университета. — Это может задержать ExoMars до конца десятилетия. К тому времени его технология устареет».

Что же, всё правильно. А не над было ссориться с Россией — лучше бы помогли нам добить укронацизм в его логове и сразу бы решили две задачи: об руку с нами избавили Европу вновь от нацистской чумы и кораблик свой марсианский без проблем на Марс запулили.

Теперь вот ломают голову, как быть. Альтернативой было бы найти другую ракету для запуска, лояльную к укронацизму. Однако такой шаг порождает другие проблемы. Россия ведь также предоставляла посадочный модуль «Казачок», который должен был безопасно посадить «Розалинду Франклин» на поверхность Красной планеты. «Сперва огромный парашют замедлил бы падение корабля во время спуска сквозь марсианскую атмосферу. А потом противоракеты «Казачка» ещё больше затормозили бы его, чтобы марсоход мог мягко приземлиться, — с тоской говорит профессор Эндрю Коутс из Университетского колледжа Лондона, главный исследователь эксперимента с панорамной камерой марсохода. — Это чрезвычайно сложный и ответственный маневр, и разработка новой системы посадки будет непростой задачей». Ну, сами виноваты.

Так-то, конечно, обидно. Ведь предыдущим марсоходам удавалось лишь соскребать образцы почвы с глубины всего около 6 см, а этот смог бы её глубоко пробурить. «Это ключевая особенность этой миссии, — говорит Коутс. — Мы смогли бы извлечь образцы с двухметровой глубины, где любые признаки жизни лучше защищены от космических лучей, обрушивающихся на поверхность Марса».

Несколько десятков ученых-планетологов в Великобритании участвовали в работе над ExoMars, в том числе Айн О’Брайен из университета Глазго. «Это странный опыт для всех нас, — поделилась она с моими британскими коллегами. — Нам грустно из-за того, что случилось с нашей работой и из-за шанса участвовать в поиски жизни на Марсе, но мы также чувствуем вину за то, что грустим — потому что, помимо всего прочего, это действительно незначительная неудача по сравнению с тем, что страдают люди Украины».

Такое вот научно-политическое садо-мазо. В то время как некоторые британские ученые сохраняют относительный оптимизм в отношении того, что Европа и Россия смогут снова сотрудничать в космосе, другие по-прежнему сомневаются.

«Если этот полёт отложат до конца десятилетия, пока мы ищем новые пусковые установки и разрабатываем новые системы посадки, тогда вся миссия начнет выглядеть устаревшей, — сокрушается Роберт Мэсси из Королевского астрономического общества. — Вот почему сейчас идут разговоры, что наш марсоход может никогда не улететь на Марс». Эту точку зрения поддержал О’Брайен: «В конце концов нам, возможно, придётся сократить наши потери и сосредоточиться на других марсианских миссиях».

ExoMars вряд ли станет единственной жертвой идиотского отношения Британии к нашей освободительной миссии на Украине. Ведь так нелюбимая ею Россия поставляет относительно дешёвые, но мощные ракеты, которые в прошлом использовались для запуска многих европейских миссий, чего той же Британии пока не по уму. Непосредственными жертвами приостановки будущих запусков станут два навигационных спутника Galileo, а также пострадает научная миссия ESA EarthCare, разработанная в сотрудничестве с японским космическим агентством Jaxa, и инфракрасный космический телескоп Euclid.

Еще больший испуг у англичан вызывает вероятное воздействие на Международную космическую станцию, которая использует российскую двигательную установку, чтобы отодвигаться от Земли по мере снижения ее орбиты и перемещать ее, чтобы избежать столкновения с космическим мусором. Если наша страна выйдет из состава участников МКС, огромная орбитальная лаборатория будет медленно спускаться по спирали все ниже и ниже, пока не рухнет.

Об этой угрозе недавно заявил глава российского космического агентства «Роскосмос» Дмитрий Рогозин. Россия сама определит, «как долго будет работать МКС», сказал он государственному информационному агентству страны ТАСС. Вот так-то, заносчивые британцы! Если чего-то не имеете или не умеете делать сами, с нами лучше дружить или хотя бы вежливо сотрудничать, а не посылать укронацистам новейшие ПЗРК, чтобы сбивать наши боевые вертолёты.