Андрей Стариков: Скоро мы увидим совершенно иную архитектуру внешнеэкономических связей

Андрей Стариков: Скоро мы увидим совершенно иную архитектуру внешнеэкономических связей

Европейская комиссия готовит новые санкции против России. Планируется запретить импорт угля, резины, химикатов и другой продукции, а также запретить экспорт полупроводников, компьютеров, оборудования для сжиженного природного газа и иной техники.

Главный редактор ИА Baltnews Андрей Стариков объяснил для читателей «Журналистской правды», насколько чувствительны будут новые санкции для России, и как изменят мировую экономику.

«Главным продюсером санкций против России из тех, кто ратует за них наиболее активно, являются восточные европейцы в лице Прибалтийских стран и Польши. Озвучивают новые пакеты санкций либо Германия, либо США, но формулируют их поляки и прибалты. Для них санкции тоже болезненны, но их общества не привыкли к жестким протестам, из-за которых происходит смена правительств. Есть страны Западной Европы, где социальные протесты наиболее чувствительны. Например, во Франции, где скоро состоятся президентские выборы. «Желтые жилеты» выступают уже много лет за более справедливое распределение благосостояния. В связи с этим западные политики пытаются быть осторожнее, но на них давят восточноевропейские страны и США. Для кого-то издержки от санкций могут оказаться весьма фатальными: для экономики, социального благополучия и перспектив политического руководства.

Для прибалтийского руководства эскалировать ситуацию – это плюс, так как играет на карьерную перспективу, чтобы в будущем уехать на более высокие посты в Брюссель или в международные организации. Для более суверенных, недотационных стран вопрос санкций весьма неоднозначный, как и для самого Европейского союза. Макрон, например, задавался вопросом, сможет ли Франция пережить санкции против России. Венгрия отказывается поддерживать эмбарго на российский газ и имеет наложить право вето на голосовании. У каждой страны есть свои критические отрасли экономики, где зависимость от России огромна, для той же Германии — это энергетика. Союз сталелитейщиков ФРГ и другие энергоемкие производства заявляли, что на кону вопрос приостановки деятельности, потому что она стала экономически нецелесообразной. Подобные заявления звучали при росте цен на электроэнергию, при увеличении стоимости нефтяных и газовых контрактов.

Каждый новый санкционный пакет обостряет вопрос, справится ли европейская экономика и каждая страна ЕС в отдельности с борьбой против России. Если центробежные силы активизируются, то всё посыплется как карточный домик, сначала Венгрия, потом противоречия с Польшей, которые носят ценностный характер, проблемы с югом Европы, которому вся эта индуцируемая американцами антироссийская движуха не нужна.

Российские ответственные ведомства заявляли, что для переориентации логистических цепочек и рынков сбыта необходимо 3-6 месяцев. Три месяца – примерный срок, когда будет замечен эффект от санкций, но за это время поменяется архитектура рыночных отношений. Трансформация никогда не бывает легкой, она проходит с издержками. Кто-то не сможет найти место в новых рыночных условиях, другие займут освободившиеся ниши. Важно, что это курс в сторону суверенизации экономики, банковской и финансовой системы, повышения уровня экономической безопасности. Понятно, что за самостоятельность придется заплатить снижением уровня ВВП, он неминуем, учитывая беспрецедентное давление Запада, необходимостью бизнеса быть более гибким в новых реалиях. Например, в Москве появилась горячая линия для предпринимателей, где их готовы проконсультировать об альтернативных поставщиках комплектующих и других недостающих элементов с учетом разрыва логистических цепочек. Государство выступает посредником в новой системе рынков.

Нас вынудили быть более гибкими, думать на перспективу, задуматься о надежности финансовых и логистических связей. Мы здраво посмотрели на надежность расчета в евро и долларах, особенно когда контрагенты арестовали наши резервы. Россия перестроится, и через несколько месяцев мы увидим совершенно иную архитектуру внешнеэкономических связей. Экономика глобальна и не зациклена на европейских и западных рынках. Деньги и возможности всегда найдут себе дорогу в обход санкций, таможенных барьеров и иных ограничений».