«Даже телевизор дороже»: бриллиант в деле задержанного экс-министра Татарстана стал яблоком раздора между прокурором и адвокатами

data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>«Даже телевизор дороже»: бриллиант в деле задержанного экс-министра Татарстана стал яблоком раздора между прокурором и адвокатамиСегодняСегодня15 минВ Советском районном суде Казани продолжается рассмотрение резонансного дела по иску прокуратуры Татарстана к экс-вице-премьеру республики Энгелю Фаттахову и членам его семьи. На кону – обращение в доход государства имущества на общую сумму 651 млн рублей. На последнем заседании стороны вновь сошлись в остром споре о законности происхождения средств, потраченных на элитную недвижимость, автомобили и даже драгоценности. Предметом рассмотрения стала часть уже отчужденных активов, включая изъятые при обыске в доме Фаттахова в Актаныше 180 тысяч рублей, 846 долларов США и сертифицированный бриллиант весом 0,04 карата, которые сейчас хранятся в спецячейке Следственного комитета. Откуда деньги? Центральным эпизодом стала история с квартирой на улице Мусина. По данным прокуратуры, в июне 2021 года она была приобретена за 20 миллионов рублей, а позже – перепродана за 23 миллиона некоему Нуриеву. Параллельно сын экс-чиновника, Ильнар Фаттахов, купил квартиру в том же доме всего за 2 миллиона руВ Советском районном суде Казани продолжается рассмотрение резонансного дела по иску прокуратуры Татарстана к экс-вице-премьеру республики Энгелю Фаттахову и членам его семьи. На кону – обращение в доход государства имущества на общую сумму 651 млн рублей. На последнем заседании стороны вновь сошлись в остром споре о законности происхождения средств, потраченных на элитную недвижимость, автомобили и даже драгоценности. Предметом рассмотрения стала часть уже отчужденных активов, включая изъятые при обыске в доме Фаттахова в Актаныше 180 тысяч рублей, 846 долларов США и сертифицированный бриллиант весом 0,04 карата, которые сейчас хранятся в спецячейке Следственного комитета. Откуда деньги? Центральным эпизодом стала история с квартирой на улице Мусина. По данным прокуратуры, в июне 2021 года она была приобретена за 20 миллионов рублей, а позже – перепродана за 23 миллиона некоему Нуриеву. Параллельно сын экс-чиновника, Ильнар Фаттахов, купил квартиру в том же доме всего за 2 миллиона ру…Читать далее«Даже телевизор дороже»: бриллиант в деле задержанного экс-министра Татарстана стал яблоком раздора между прокурором и адвокатами Фото: Пруфы.рф Фото: Пруфы.рф

В Советском районном суде Казани продолжается рассмотрение резонансного дела по иску прокуратуры Татарстана к экс-вице-премьеру республики Энгелю Фаттахову и членам его семьи. На кону – обращение в доход государства имущества на общую сумму 651 млн рублей. На последнем заседании стороны вновь сошлись в остром споре о законности происхождения средств, потраченных на элитную недвижимость, автомобили и даже драгоценности.

Предметом рассмотрения стала часть уже отчужденных активов, включая изъятые при обыске в доме Фаттахова в Актаныше 180 тысяч рублей, 846 долларов США и сертифицированный бриллиант весом 0,04 карата, которые сейчас хранятся в спецячейке Следственного комитета.

Откуда деньги?

Центральным эпизодом стала история с квартирой на улице Мусина. По данным прокуратуры, в июне 2021 года она была приобретена за 20 миллионов рублей, а позже – перепродана за 23 миллиона некоему Нуриеву. Параллельно сын экс-чиновника, Ильнар Фаттахов, купил квартиру в том же доме всего за 2 миллиона рублей, после чего также переуступил её Нуриеву. Прокуратура настаивает, что эти сделки были мнимыми, а реальные деньги, потраченные на недвижимость, не соответствуют официальным доходам семьи.

Защита пыталась объяснить происхождение средств. Якобы часть денег Ильнар получил от сестры Гульнары, которая с 2009 года проживает в Великобритании. Однако прокурор настаивала, что документальных подтверждений этому нет.

Более того, сам Ильнар брал кредит на 11 миллионов рублей, который якобы погасил за счёт средств, полученных от уже знакомого нам Ленара Нигматуллина. Но, как выяснилось, по договору деньги передавались в феврале, а кредит был погашен ещё в январе. Защита допустила, что средства могли быть переданы раньше, но убедила ли судью такая версия – пока неизвестно.

Траты на 260 миллионов

Отдельно разбирались сделки с земельными участками в Егорьевском сельском поселении. В сентябре 2019 года четыре участка были приобретены за 224-300 тысячи рублей каждый, а позже – проданы некоему Рахмонову за 250 тысяч. Однако, по версии надзора, реальная цена была значительно выше.

Защита объяснила это тем, что участки покупались в плохом состоянии, а после благоустройства их стоимость вырастала в разы. Защита настаивает, что это – нормальная рыночная практика. Но прокуратура видит в этом попытку легализовать незаконные доходы.

Всего, по подсчётам обвинения, семья Фаттаховых приобрела имущество на сумму более 260 миллионов рублей – при том, что официальные доходы Энгеля и его супруги Сарии за три года составили лишь около 7,5 миллиона. Прокурор подчеркнула, что у ответчиков нет достаточных легальных источников, поэтому ответственность должна быть солидарной – и для отца, и для сына. Глава антикоррупционного отдела прокуратуры РТ Лилия Фаттахова пояснила: «Аргументы ответчиков, что сумма является незначительной, а драгоценный камень не представляет особой ценности, не состоятельны. Законом не установлен минимальный порог суммы взыскания… В данном случае оценке подлежит совокупность произведенных семьей расходов и их доходов, а не изолированная часть этого имущества».

Суть обвинений

А в чем, собственно, обвиняют сына, Ильнара Фаттахова? В 2018 году он начал покупать объекты недвижимости – квартиру на Муштари за 8 млн, два парковочных места. Но когда он успел столько заработать, если госслужащим перестал быть лишь в 2017 году?

Еще один предмет для спора – бриллиант, который был обнаружен при обысках. Защита заявила, что камень был подарен Сарие Муртазаевне, супруге Энгеля Фаттахова, родственниками, а его стоимость по публичным данным составляет всего 7 130 рублей (0,04 карата). Адвокат Тимур Уразаев пояснил: «Мы долго этот вопрос выясняли, получается он действительно дешевый, не какой-то эксклюзив».

– Где взяли сведения о стоимости бриллианта?
– В Интернете, – отвечают адвокаты.

Прокуратура возразила, что стоимость не важна – важно отсутствие законных источников дохода на приобретение всей совокупности имущества. При этом надзорное ведомство не предоставило собственной оценки камня.

«Даже телевизор стоит дороже», – иронизировали адвокаты, но суд занял сторону обвинения: при проверке коррупционных связей учитываются все расходы в комплексе.

Адвокат Ленар Шакиров, защищающий Фаттахова-старшего в уголовном деле, предложил оставить претензии прокуратуры по бриллианту и наличным деньгам без рассмотрения: «В рамках гражданского процесса принять решение по вещественным доказательствам невозможно». Он заявил, что основания для конфискации имущества и его обращения в рамках антикоррупционного законодательства разнятся, а кроме того, согласно закону о контроле за доходами и расходами госслужащих, изъятию подлежит четко оговоренный перечень имущества – недвижимость, ценные бумаги, транспортные средства, финансовые и цифровые активы.

Кроме того, рассматривались вопросы о происхождении долларов, найденных у семьи. По версии защиты, валюту дочь Фаттахова купила и отдала родителям после совместной поездки в Турцию. Однако подтверждающих документов не нашлось.

Судья Екатерина Шадрина поинтересовалась у прокурора, как предлагается обращать в доход государства вещественные доказательства, если уголовное дело еще не рассмотрено. Лилия Фаттахова отвечала, что препятствий нет: «Даже если в уголовном деле будет ставиться вопрос об их конфискации, рассмотрению настоящего спора это не мешает».

На следующем заседании, назначенном на 23 марта, стороны перейдут к изучению документов на элитные автомобили: Porsche Cayenne, Toyota Land Cruiser и Mercedes. Также будут исследованы участки в Усадах и другие активы.

Адвокатам предстоит собрать в единую таблицу всё проданное и купленное имущество, чтобы доказать отсутствие несоответствий. Они настаивают, что квартира на Агрономической приобреталась для личного пользования, а сделки с Нигматуллиным были рыночными. Прокуратура же уверена, что перед ней – типичный случай коррупционного обогащения, и намерена довести дело до конфискации.

Сам Энгель Фаттахов, находящийся в СИЗО, от участия в процессе отказался, как и директор ООО «Чишма» Ренат Сахабетдинов. Первый ранее направил письменные ходатайства о рассмотрении дела без него, избавив суд от необходимости организовывать телемост.