Мишустин легализовал параллельный импорт. Хорошо, но мало
На прошлой неделе Михаил Мишустин легализовал параллельный импорт. Подобное означает, что теперь в Россию можно ввозить широкий круг товаров без разрешения правообладателя. Соответствующий список подготовил Минпромторг, однако можно было даже не готовить: в перечень вошло все, кроме продукции АПК.
Данная мера является абсолютно нужной и своевременной. Но важно, чтобы она рассматривалась правительством именно как временная. По мере проведения импортозамещения список товаров параллельного импорта должен сокращаться
До настоящего момента в России действовало достаточно жесткое импортное законодательство. Товары можно было ввозить исключительно с разрешения правообладателя. Данная практика и без нынешней ситуации являлась весьма сомнительной, поскольку, как и везде, нельзя делать универсальные правила для абсолютно всех отраслей. Тем не менее, в России лоббисты патентного права побеждали.
Сейчас подобное отменяется: завозить можно практически все, что угодно без соответствующих лицензий. Из минусов можно отметить только то, что легализация параллельного импорта имеет риски ухудшения качества товаров, ведь их происхождение теперь можно не подтверждать. Тем не менее, сейчас иного варианта нет.
В общем, в условиях риска для ряда отраслей столкнуться с дефицитом тех или иных товаров, правительство приняло единственное верное решение.
Однако параллельный импорт должен быть именно временной мерой и отменяться секторально по мере насыщения российского рынка отечественными товарами.
Есть риски того, что правительство, решая сиюминутные задачи, пошло по самому простому пути. И, действительно, приток валюты в страну огромен. В виду ограничений эти деньги тратить особо некуда. Поэтому правительство максимально облегчает регуляторный контроль, что в кратко и среднесрочной перспективе приведет к результатам.
Но есть ли в правительстве понимание того, что параллельный импорт должен быть именно временной мерой, а стратегическая задача — всеобщее импортозамещение? (там, где это возможно).
По оценке Сергей Глазьева, порядка 80% критического импорта Россия в состоянии заместить собственными силами. С остальными 20% имеются проблемы, которые можно решить исключительно через выстраивание внешнеторговых связей.
Есть ли в правительстве это понимание или нет — сейчас сказать сложно. С одной стороны, Мишустин создает цифровую систему балансов, Минпромторг готовит ускоренные программы импортозамещения. С другой стороны, системной работы не видно.
Координация среди ведомств слабая. По идее, взять на себя роль условного Госплана должен Минэкономразвития, консолидировав усилия Минцифры, Минпромторга, Минсельхоза. Однако Минэк, в отличие от того же Минпромторга, не занимается конкретными проектами импортозамещения, ограничившись «созданием условий» для бизнеса.
В настоящий момент видится следующая ситуация. У нас, действительно, в ряде отраслей случится серьезный прорыв. Особенно, что касается продукции машиностроения и IT-отрасли. Однако он будет именно секторальным и не будет носить системный характер. Причин этому много, начиная от отсутствия стратегического планирования, заканчивая дефицитом необходимых финансовых ресурсов у правительства (даже в условиях огромного профицита бюджета).
Впрочем, однозначные выводы делать пока что рано. Все ещё только начинается. Конечно, первоочередной задачей правительства является решение сиюминутных проблем, купировав последствия введения беспрецедентных ограничений.С этим кабинет Мишустина успешно справляется. А вот что будет потом — увидим.