На ваши двери у нас хватит белой краски

Жалкие будни российского отщепенца

Мои постоянные читатели знают, что я практически с утра до вечера изучаю иностранную прессу в поисках интересных и поучительных новостей, любопытных мнений и пр. Сегодня я читаю в том числе и свежий номер известнейшего германского еженедельника «Шпигель», который немного кичливо называет себя «самым значимым информационно-политическим изданием Германии и Европы с самым большим тиражом». Тираж и верно заоблачный — больше миллиона, да и влиятельность журнала на континенте в самом деле изрядна.

В этом номере «Шпигель» поместил рассказ своего московского корреспондента Кристины Клевер о, я бы сказал, жалких буднях российского отщепенца. Не правда ли интересно посмотреть, как они видятся иностранке и, в особенности, немке, которая, возможно, знает, что русские трижды без приглашения навещали Берлин — ну, о последнем-то знает уж точно.

На ваши двери у нас хватит белой краскиВот это хмырь, жалкий, затравленный, сбитый с толку филистёр, из которых и происходят пособники нацистов, да и сами нацисты. Дмитрий Иванов ноет: «Я не хочу бежать, потому что от моего имени люди совершают военные преступления. Я думаю, что я должен бороться, чтобы положить конец этой войне». Фото: Евгений Кондаков / DER SPIEGEL.

«Везде Z — что здесь творится в головах у людей?»

В России многие поддерживают жестокую кампанию Путина против Украины. У любого, кто, подобно активисту Дмитрию Иванову, посмеет публично возвысить свой голос, на двери будет начертана буква Z.

Белая краска была еще свежа, когда вечером позвонила мама: «Дима, у нас дверь измазали». На входной двери квартиры семьи красовались три большие белые буквы Z, рядом было написано заглавными буквами: «Не предавай Родину, Дима».

На ваши двери у нас хватит белой краскиНадпись на двери квартиры семьи Ивановых: «Не предавай Родину, Дима». Личное фото.

Литера Z — символ путинской войны против Украины. В России это должно официально называться «специальной военной операцией». Иванов не хочет с этим мириться, это война, и она должна быть четко обозначена как таковая.

Он сидит в кафе на востоке Москвы, за окном мчится вечерний транспорт. Краска на двери квартиры давно стерлась, говорит 22-летний Иванов. «Ацетон помогает».

Молодой человек с козлиной бородкой и длинными волосами, собранными в хвост, спокойно говорит о клеветническом нападении. Это была «небольшая пошлость», «чтобы испортить мне настроение», — говорит Иванов. Он считает, что приказ отдали представители силовых структур, таких как «Центр Э», своего рода политическая полиция в России, которая действует против членов оппозиции режиму. «Они меня не очень любят», — говорит Иванов.

Неделями не спал дома

Он делает то, на что больше не осмеливаются многие критически настроенные россияне: ходит на акции протеста против жестоких действий Путина на Украине, призывает к демонстрациям в своем Telegram-канале «Протестный МГУ», насчитывающем почти 10 000 подписчиков. МГУ расшифровывается как Московский государственный университет, он является крупнейшим и одним из самых престижных в России. Иванов изучает там информатику, а также работает программистом.

Он говорит, что теперь его больше беспокоят действия полиции. Друг и активист, которому он помогал финансировать и распространять антивоенные наклейки, сказал, что полицейские жестоко обращались с ним. Его избивали и угрожали пистолетом, пока он не подписал признание и не предал товарищей по кампании. Молодой человек сейчас находится за границей, как и многие российские активисты, оппозиционные политики и независимые журналисты.

— Ужасная история с моим другом, — говорит Иванов, отпивая кофе. Он не ночует дома уже несколько недель и ютится у друзей. Он не хотел рисковать тем, что утром его заберёт полиция. Повсюду установлены камеры, в том числе на входе в его многоквартирный дом, и многие в Москве сейчас используют программы для распознавания лиц.

Иванов внимательно следит за дверью кафе, наблюдая, как входят двое мужчин в тёмных куртках. Внезапно он говорит: «Едет автозак». Синий свет мерцает за окном. Иванов не знает другого президента, кроме Путина. Впервые он вышел на улицы в 17 лет, протестуя против тогдашнего премьер-министра Дмитрия Медведева и его роскошных вилл и яхт, а позже за освобождение заключенного в тюрьму критика Кремля Алексея Навального. Весной 2021 года студенту пришлось отсидеть в изоляторе 40 дней.

Он не хочет уезжать из России, говорит Иванов. Это вопрос принципа. «Это моя страна, мой город, где я родился. Я не хочу бежать, потому что люди совершают военные преступления от моего имени. Наоборот, я считаю, что должен остаться здесь и бороться за свободу своей страны и за прекращение этой войны». Он считает, что его публичные выступления и разговоры с иностранными журналистами могли бы его несколько защитить.

Кажется, есть путь назад

Но Россия существенно изменилась 24 февраля — с нападением Путина на Украину репрессии в стране снова значительно ужесточились. Все, что противоречит официальной трактовке военной операции, считается «фальшивкой». В худшем случае за распространение таких ложных новостей может грозить до 15 лет лишения свободы. Большинство независимых СМИ страны прекратили свою работу, а антикремлевская «Новая газета» больше не выходит.

На ваши двери у нас хватит белой краскиДмитрий Иванов: «Здесь из войны делают мир» Фото: Евгений Кондаков / DER SPIEGEL.

Россия стала страной с «диктаторскими чертами», говорит Иванов. В вузах на студентов оказывается давление, их даже отчисляют, потому что они не хотят мириться с бомбардировками домов в Харькове и Мариуполе российской армией и расстрелами украинских мирных жителей. Кремль называет такие сообщения «фейками» и «провокациями», мол, за убийствами и разрушениями стоит сама Украина, утверждает режим. Доказательств этому нет.

В МГУ ректор — большой сторонник Путина, но студенты остаются в покое, говорит Иванов. Вокруг него в переполненном кафе люди смеются и произносят тосты. В Москве было ощущение, что скоро все кончится. На многих витринах магазинов западных брендов, таких как Zara или McDonalds, висят таблички о том, что работа «временно» приостановлена. Это заставляет думать, что может быть путь назад.

Между тем, цены только на продукты питания продолжают расти. В меню кафе над многими данными о ценах наклеены новые цифры — клубничный ломтик теперь стоит в полтора раза дороже, ореховый пирог — в два раза дороже, чем до 24 февраля. Со столов исчезли сахарницы, хотя русские любят сахар и несколько раз подсыпают его в кофе. Однако сахар дорожает все больше и больше, и в супермаркетах его можно купить только по две или три пачки на человека.

Кремлевские пропагандисты создали параллельный мир

До сих пор многие россияне принимали это именно так. Они молчат, пытаясь отрешиться. По опросам большинство поддерживает действия Путина против Украины. Согласно недавнему опросу Левада-центра, единственного независимого института изучения общественного мнения, таких россиян . Это пугающие цифры. Иванов не очень верит в это великое одобрение. Он говорит, что проводить опросы во время войны сложно. Многие люди, особенно критично настроенные, боятся и предпочитают не высказываться. На это указывают и социологи. К этому добавляется агрессивная государственная пропаганда, которая все более безудержно пытается оправдать жестокие действия российских войск. «К сожалению, многие хотят в это верить, особенно в регионах, удаленных от крупных городов», — говорит Иванов.

Кремлевские пропагандисты годами создавали параллельный мир, за который многие до сих пор цепляются. Фразы Путина о якобы «нацистском режиме» на Украине, о военной операции, «навязанной» России Западом, США, многим словно въелись в головы. В частности, пожилые люди повторяют фрагменты его заявлений, когда их спрашивают о «событиях», что является кодом кампании на Украине.

Это как Оруэлл, говорит Иванов. «Здесь из войны делают мир». Кремль пытается убедить всех, что так называемая спецоперация принесёт мир и проводится для защиты украинцев. «И при этом мы видим, как бомбят Харьков и Мариуполь».

«Что здесь происходит в головах у людей? Я просто не понимаю этого»

В России очень легко не смотреть, делать вид, что бесчинства российских войск в Украине не происходит. Популярный поисковик «Яндекс» не показывает в Интернете разрушенные дома в киевском пригороде Буча, а показывает старые фотографии уцелевших домов. Иванов делится в своем Telegram-канале фотографиями расстрелянных в Буче и взорванных жилых домов в Мариуполе.

По его словам, то, что Путин говорит о «нацистах», не случайно. Победа над национал-социалистами во Второй мировой войне была возведена кремлевским правителем в «практически новую русскую религию» в стране, и Путин все эти годы до этого неоднократно подчеркивал идею победы и гордости за неё.

Но той эйфории, которая последовала за аннексией украинского Черноморского полуострова Крым, сейчас в России может и не возникнуть. Иванов считает, что нервозность перед лицом этой масштабной войны слишком высока. Он ссылается на поиски в Яндексе, где были сделаны миллионы запросов по запросу «война в Украине», но только десятки тысяч по запросу «спецоперация». Люди почему–то уже понимают, что мы ведем войну против Украины, особенно когда речь идет о сыновьях и мужчинах, которые находятся в армии. В кругу знакомых мать разыскивает своего сына, он один из нескольких сотен пленных солдат на Украине.

В Москве появляется всё больше Z-меток. Даже российская государственная железная дорога повесила на фасад «Zа Президента, Армию, Россию». Наклейки с Z приклеивают к автомобилям. Теперь эта литера стала символом путинской новой России, Иванов сравнивает его с «половиной свастики»: по-другому он не мог видеть, учитывая жестокие репрессии в Украине. «Буквы Z повсюду. Что здесь у людей в головах творится? Я этого просто не понимаю», — говорит студент-айтишник. Он кажется усталым впервые за почти часовой разговор.

На ваши двери у нас хватит белой краскиПлакат в московском аэропорту Домодедово. Фото: Максим Шипенков / EPA.

Что именно означает буква Z, до сих пор неясно — ею отмечены многие, но не все транспортные средства и вооружение, используемые российскими военными в Украине. Минобороны ещё не дало окончательного ответа, поэтому знак можно зарядить по желанию, Z типа: «Zа наших», «Zа победу» и даже «Zа мир».

В то же время Z используется как средство давления на тех, кто думает иначе. Путин назвал таких людей, как Иванов, «предателями». Согласно исследованию SPIEGEL, он является одним из более чем 20 активистов, оппозиционных политиков, журналистов и правозащитников, у которых были измазаны двери квартир.

Иванов говорит, что мать посоветовала ему вместо этого поехать за границу. Для англоговорящего ИТ-специалиста найти работу не составит труда. Десятки тысяч преимущественно молодых людей уже отправились в изгнание. Нет, он не хочет, чтобы его исключили, говорит активист. Семья и друзья поддержали его.

«Мне очень больно быть гражданином государства-агрессора и не иметь возможности что-то с этим поделать», — сказал на прощание Иванов.

С этой ответственностью народу и России еще долго придется жить.

Мне понравился репортаж. Он практически полностью объективен. Только то, что немецкой журналистке и этому жалкому отщепенцу представляется отрицательным, мы с вами считаем весьма положительным. И нас, слава богу, миллионы и миллионы, а подобных мерзюку с самой русской фамилией — лишь сотни, ну может быть несколько тысяч. И на их двери, пусть будут уверены, у нас хватит белой краски.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте, подписывайтесь, предлагайте темы обзоров!Начал работу мой Telegram-канал международной аналитики и контрпропаганды «Сегодня в мире».Приглашаю также на мой официальный сайт https://www.zhabskiy.ru