Конец эпохи «стелсов»? Грозный Ф-22 «Рэптор», ни разу не проявивший себя в бою, собираются списать в пользу Ф-15.

Конец эпохи "стелсов"? Грозный Ф-22 "Рэптор", ни разу не проявивший себя в бою, собираются списать в пользу Ф-15.

Долгое время для военных и в частности авиационных экспертов Запада, утверждение о том, что стелс-истребитель Lockheed/Boeing F-22 Raptor является, безусловно, самой мощной машиной для завоевания господства в воздухе, было чем-то вроде религии. На вершине "пищевой цепочки" авиационных "хищников-убийц" стоял он, а где-то сбоку скромно толпились остальные его одноклассники, как четвертого, так и пятого поколения. Один экземпляр этого монстра, учитывая все расходы на производство и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, стоил более трёхсот миллионов долларов, а вместе с эксплуатационными издержками тянул и на полмиллиарда. Казалось бы даже ценник этого самолёта должен был внушать остальным конкурентам, мол, расступись голытьба, вот он — самый настоящий "Король неба". Самолёт вводили в эксплуатацию более десяти лет, истратив на разработку и сопутствующие исследования более 70 млрд долларов, которые, как говорят продвинутые специалисты, были лишь вершиной колоссального денежного "айсберга". И вот 29 марта текущего года ряд инсайдеров Министерства ВВС и Пентагона, без особой огласки сообщили по сути сенсационную новость о том, что красу и гордость USAF с конца следующего года начнут потихоньку отправлять на авиационные кладбища. "Раптор", что называется, сожрал себя сам, ибо каждый час его полета обходился налогоплательщику примерно в годовую зарплату квалифицированного авиатехника и имел тенденцию к росту. В начале эксплуатации в ВВС США исходили из расчета около 20000 долларов. Но "хищник" быстро показал свой свирепый финансовый оскал. На сегодня эта сумма увеличилась без малого в три раза, при том что парк самолетов (последний был произведен в 2011 году) стремительно стареет и ещё быстрее теряет боеспособность.

Читайте ещё: Самую дорогую субмарину в истории ВМС США, скорее всего, утилизируют. "Лодка-убийца" убилась о китайскую "подводную гору".

Конец эпохи "стелсов"? Грозный Ф-22 "Рэптор", ни разу не проявивший себя в бою, собираются списать в пользу Ф-15.

Репутация "Раптора", как "истребителя всех истребителей" держалась в основном на данных об учебных боях 2006 "Norden Age", где дюжина Ф-22, не понеся ни единой потери, учебно уничтожила целую толпу "Боевых соколов" Ф-16, "Орлов" Ф-15, и "Супершершней" Ф-18 общим количеством более 140 единиц. Правда потом его мощь подвергалась достаточно серьезной критике. На равных с Ф-22 выступили немцы на Еврофайтерах, французы на Рафалях, и, что наверное особенно обидно, индийцы и малазийцы на Су-30, серии МК, на учениях "Рэд Флаг" и «Соре Taufan 2014». Эти бои освещались гораздо меньше и данные о них были строго засекречены, но кое-какая информация все равно утекала в прессу.

Читайте ещё: Су-30МКМ и МиГ-29 против "Хищника". Учебные бои с истребителем пятого поколения F-22 Raptor.

Конец эпохи "стелсов"? Грозный Ф-22 "Рэптор", ни разу не проявивший себя в бою, собираются списать в пользу Ф-15.

Боевое применение "суперстелсов" вообще уместилось лишь в одном небольшом абзаце крупных авиационных энциклопедий и было бесконечно далёким от его основной специализации. Не принимать же всерьез и в качестве серьезного аргумента бомбардировки засевшей в городах пехоты запрещенной ИГИЛ и афганских талибов в резиновых тапочках. Любой штурмовик, или тот же Ф-16 сработал бы в этой ситуации не хуже, без всякого риска потерять летающие полмиллиарда долларов.

Теперь Ф-22 скорее всего разделит судьбу ещё одного "мегапроекта" Пентагона, первого серийного "стелса" Ф-117 "Ночной ястреб", полностью списанного в 2008 году. Хотя и здесь сравнение явно не в пользу "Хищника". У Ф-117 в активе две выигранных войны (Иракская и Югославская). В обеих он сыграл весомую роль при уничтожении системы ПВО, хотя и был сбит под Белградом с помощью старинного советского ЗРК С-125. "Раптор" же никак не помог США в борьбе с запрещенным Талибаном, а каждый его вылет превращался в чистое разорение для бюджета и огромную головную боль для наземной обслуги. Перечисление его многочисленных проблем заняло бы гораздо больше места, чем констатация реальных боевых достижений.

Читайте ещё: Как суперсамолету-невидимке F-117 очень не понравилась встреча со старой советской ракетой. Прерванная "прогулка слонов".

Конец эпохи "стелсов"? Грозный Ф-22 "Рэптор", ни разу не проявивший себя в бою, собираются списать в пользу Ф-15.

Замену Раптору USAF видит в возрождении и развитии программы F-15, серии EX. "Орел", конечно же, машина отличная и крайне опасная в бою. Но это не отменяет тот факт, что ей уже более полувека и новые "Eagle" тоже самолёт не из дешевых, благодаря современной начинке. Точнее самый дорогой из всех существующих истребителей поколения 4+ и по цене, и по затратам на эксплуатацию. Так что, почти с уверенностью можно говорить, что самопровозглашенный "Король неба" умер, и кто может стопроцентно заменить Ф-22 в этом статусе пока явно не просматривается.

Читайте ещё: Прощание с "Другом". Почему после авиаманевров НАТО в Сардинии, Германия списала МиГ-29, а лётчики были уволены из Бундесвера.

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Оставляйте комментарии. Огромное спасибо!