Обнадёживающие новости из правительства: Первый госплан пошёл
Важнейшей высокотехнологичной отраслью экономики является радиоэлектроника. Она является базовой для развития всей экономики в целом. Без нее невозможно заниматься перспективными технологиями шестого технологического уклада.
Так получилось, что радиоэлектронная промышленность России существенным образом отстает от иностранных конкурентов. Действительно, в мире есть только несколько государств, имеющих разветвленную радиоэлектронную промышленность. Абсолютно большинство стран даже не пытается развивать у себя соответствующие технологии.
В целом, понять это можно, ведь в либеральной системе мирового разделения труда, которая десятилетиями навязывалась глобалистами, вдалбливался тезис о том, что в государстве должно производиться только то, что страна может делать лучше всего. В случае с Россией это, конечно же, природные ресурсы.
В результате мы десятилетиями вывозили ресурсы, получая взамен ничем не обеспеченные нефтедоллары. Более того, «лишние» (по мнению сислибов) нефтедоллары мы складывали в бесконечные резервы, что фактически означает их вывоз из страны.
Подобная ситуация частично начала меняться с 2014 года. Однако темпы обретения экономического суверенитета были медленными. Сейчас же в высокотехнологичных отраслях необходимо совершить быстрый рывок, что определяет перестройку системы управления. И на место либеральному рынку приходит госплан
Министерство экономического развития, которое курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов, подготовило проект создания системы отраслевого государственного планирования в сфере микроэлектроники.
Здесь у нас имеется неплохой базис, однако мировому уровню соответствуют исключительно дизайн-центры. Реальный производств практически нет. Имеется лишь предприятие «Микрон» которое может выпускать процессоры 130-90 нм, однако этого недостаточно. Необходимо идти дальше и выпускать микросхемы 28 нм, 14-12 нм, 7-5 нм.
Задача сложная, но выполнимая. В России имеется неплохая научная база, но есть проблемы с технологиями и, что важнее, оборудованием. Впрочем, и одно, и другое решается. В первую очередь — деньгами. Не говоря уже о разведке.
К примеру, Китая активно скупает специалистов из Тайваня, предлагая им баснословные контракты. Но если на Тайване специалисты были обычными сотрудниками предприятий, то в Китае они занимают руководящие должности и имеют возможность реализовывать собственные проекты.
В государственном разрезе даже для России это будут совсем небольшие деньги. Зарплатный фонд в высокотехнологичной промышленности занимает небольшую долю расходов. Куда больше необходимо потратить на импорт оборудования. В целом, Китай может закрыть практически все позиции для высокотехнологичных предприятий (порядка 80% от необходимого). Разумеется, свое оборудование также необходимо производить, но процессы должны идти параллельно друг другу.
Тем не менее, сейчас денег в России много. К нам продолжают литься потоки евродолларов. Плюс начинаются огромные поступления юаней (в виду перехода расчетов по нефтегазу и углю на юани). При этом сокращается импорт, что ведет к огромному торговому профициту.
В общем, проблемы с технологиями и оборудованием решаемы. Надеемся, что правительство пойдет именно по такому плану не забывая, что мало завести специалистов. Важно — чтобы они занялись обучением отечественных специалистов. Это должно быть вписано в контракт.
Предложение Министерства экономического развития подразумевает полный отраслевой контроль как над спросом, так и над предложением товаров микроэлектроники. Спрос будет обеспечен госкомпаниями и ведомствами. Будет расписано, сколько планируется произвести той или иной продукции, место под которую будет зарезервировано. Более того, предприятия получат авансовые платежи. То есть, расчет будет произведен наперед.
В целом, в части микроэлектроники мы видим достаточно правильную и перспективную работу Минэкономразвития. При этом следует помнить, что данная система государственного планирования носит отраслевой характер. Действительно, отрасль микроэлектроники развить можно, однако синергетические эффекты для всей экономики в целом будут минимальны. Разумеется, систему государственного планирования следует масштабировать на широкий круг отраслей.
Константин Двинский