«Фигаро»: «Россию изолировать не удалось»
Наконец-то, и в мэйнстримной французской прессе признали: с изоляцией России у Запада явно что-то не задалось. Мы-то об этом и без «Фигаро» знали, но приятно осознавать, что теперь с этим фактом согласны и в европейском медийном пространстве.
Подтолкнуло к такому выводу французскую газету, как это ни странно может прозвучать, вчерашнее голосование в ООН по вопросу членства России в Совете по правам человека. Именно оно окончательно убедило газету: изолировать Россию не получилось.
Что конкретно не срослось у Запада «Фигаро» разбиралось в своей передовице. А помогали ей в этом мои давние «знакомые»: бывший посол Франции в России Жан де Глиниасти, ныне директор исследований в институте IRIS, всегда с симпатией относившийся к России, и ярый «ястреб войны» весьма влиятельный во французском истеблишменте и завсегдатай русофобских телевизионных шоу на France24 Брюно Тертрэ – директор Фонда стратегических исследований.
Газета пишет: «Ощущение полной изоляции России, которое могут иметь Вашингтон, Лондон, Париж или Берлин, на самом деле обманчиво. Для того, чтобы сделать этот вывод достаточно посмотреть на карту голосования (2 марта 2022 года) стран-членов ООН по вопросу оценки действий России на Украине и на карту с указанием стран, поддержавших применения к России санкций».
Первая важная поправка от опытнейшего дипломата Жана де Глиниасти: «В языке дипломатии каждое слово имеет значение: текст резолюции ООН от 2 марта 2022 года не говорит об «осуждении вторжения», в тексте употреблен термин «сожаление». Целью выбора именно термина «сожаление», а не «осуждение», было — добиться одобрения резолюции как можно большим количеством стран». Любопытное, кстати, уточнение, сколько раз слышал с экрана даже наших СМИ о «резолюции ООН, осуждающей Россию».
Проверил в Википедии, и в ней тоже говорится об «осуждении». Некорректно выдавать желаемое за действительность. По мне, так разница принципиальна, с этим согласен и Глиниасти: «Осуждать, значит обвинять, значит ставить вопрос об ответственности, а «сожалеть», значит чувствовать разочарование».
Газета продолжает, далее цитата:
«Из 193 государств-членов ООН 141 страна одобрила резолюцию. Но 40 стран, которые 2 марта либо голосовали против резолюции, либо воздержались «выразить сожаление» действиям России, представляют, ни много ни мало, половину мирового населения. А среди них Китай, Индия, Иран, Ирак.
Голосование в ООН в этот четверг (7 апреля) по исключению России из Совета по правам человека показало, что за такое решение было 93 страны, 24 против и 58 воздержалось. Мы видим, из этих двух резолюций, которые на самом деле не имеют никаких последствий для России, что вывод Запада об изоляции России, явно преувеличен». Конец цитаты.
Я бы еще добавил, что и число стран, проголосовавших против России, заметно уменьшилось за месяц.
Далее газета предлагает рассмотреть второй очень важный аспект, который по мнению «Фигаро» приводит к выводу о необоснованности выводов об изоляции России, это – вопрос санкций.
«Если посмотреть на карту, то страны, поддержавшие санкции, представляют собой исключительно страны Запада и очерчены они границами западного мира. Санкции применил только западный блок, ни одна другая страна мира не последовала примеру коллективного Запада», — подчеркивает Глиниасти. «В мире больше не верят слову Запада. Наши заявления о правах человека, больше не воспринимаются в мире. Это стало следствием бомбардировок Сербии, вторжением в Ирак, в Ливию. Я просто шокирован царящим в мире недоверием к Западу. И это еще более ужасно, если принять во внимание, что речь идет о трех четвертях мира».
В подтверждение вывода Глиниасти газета приводит мнение Брюно Тертрэ, которого никак нельзя причислить к симпатизирующим России, он тоже соглашается с бывшим французским послом: «Россия не изолирована, но и Запад тоже».
Газета продолжает: «После присоединения в 2014 году Крыма Россия столкнулась с валом западных санкций, с заморозкой активов, с прекращением финансирования западом нефтяных компаний, с запретом экспорта в Россию военных технологии и вооружений. Россия ответила ограничением импорта из западных стран и выиграла, сделав свою экономику более стойкой к будущим санкциям. Впечатляющий пример: Россия ныне сама производит сорта изысканных французских и итальянских сыров, таких как пармезан, бри».
Для французов — авторов статьи в «Фигаро» именно налаживание производства французских сыров стало показателем успехов российской экономики, мне же более показательными кажутся успехи в российском сельском хозяйстве. За эти годы Россия стала крупнейшим мировым экспортером зерна, кукурузы, удобрений, растительного масла. Но это дело вкуса: сыр так сыр.
Газета приводит мнение эксперта Атлантического Совета Эммы Эшфорд. Далее цитата:
«В отличие от зависимой от поставки российских энергоносителей Европы, Россия находится в менее критическом состоянии: она может обходиться без экспорта углеводородов в Европу на протяжении многих лет.
Санкции не помешали России в последние годы развернуть коммерческие потоки в Азию и особенно в Китай, где Россия стала основным поставщиком нефти, газа и угля. В условии все более полной изоляции от Европы, у Москвы нет другого выбора, как все больше развернуться в сторону Азии, чего она долгое время избегала.
Это победа сторонников доктрины Примакова, выстроенной в конце 90-х годов, согласно которой: холодная война закончилась, и будущее России не в интеграции в Западный блок в лоне Объединенной Европы, а в возврате мощи России в многополярном мире, в котором появляющиеся на свет новые великие державы, олицетворяемые странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), положат конец западному однополярному миру.
В этом свете стоит обратить особое внимание на последнее заявление южноафриканского президента Сирила Рамофосы, которого критиковали за отказ осудить действия России. Он сказал перед голосованием в ООН 7 апреля, что вообще считает Совет Безопасности ООН устаревшим органом, который не представляет интересы развивающихся стран», — поясняет Эмма Эшфорд.
Из всего сказанного, заключает газета, можно сделать вывод: Россия не находится, как это любят представить руководители стран Запада, в изоляции.
Заканчивает свою статью газета мистическим пассажем Глиниасти: «Владимир Путин, разрывая исторические связи с Европой, совершает большую ошибку, которая может впоследствии аукнуться». Мол, не перенесёт Россия духовного разрыва со своими европейскими корнями, с европейской культурой.
А вот здесь я с уважаемым мной бывшим послом не соглашусь. Как тут не процитировать известные строки любимого Глиниасти Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии».
А «большое» в нашем случае – это колоссальные изменения, которые произошли в последние десятилетия в Европе и трансформировали ее до неузнаваемости, и которые заметны только тем, кто смотрит на нее со стороны. Нам, например.
В ней мало что осталось от Европы, манившей наших предков. Корни – это традиционные ценности, но никак не укоренившийся там либеральный новодел. Духовно, Европа сама уже давно разорвала связь не только с Россией, но и со своими же корнями. И вот это ей еще аукнется. Как пить дать.