Соглашаться нельзя отказать
Платить или не платить? – вот тот вопрос, на который вчера к вечеру говорящие головы в Европе ответили пока отрицательно.
Однако предлагаю газово-рублёвый детектив, а также весь окружающий фон, включая Украину и даже скоропостижный вояж мощного старика Байдена, закрутившего сразу несколько бурных европейских саммитов, отодвинуть в сторону и подняться над ситуацией как можно выше, откуда картина, вполне возможно, будет выглядеть несколько иначе, связи яснее, а будущее чётче.
Поехали.
Вспоминая биполярный мир, не могу не отметить главное: мир на планете в те благословенные времена был определённо стабильнее. По-крайней мере, выглядел он тогда прогнозируемым и спокойным. Не считая, конечно, вечно бурлящую периферию, часто сопровождаемую локальными войнами, проходящими где-то там, далеко-далеко.
И ещё один, не менее важный, штрих: худо-бедно, две конкурирующих системы создали свои собственные, относительно самодостаточные, технологические зоны – западную и советскую. Сравнивать их сейчас не предлагаю, ибо это, по большому счёту, не важно, важно другое: несмотря на неизбежно возникшее экономическое взаимодействие (при широкой конкуренции во всех сферах), готов предположить, что если бы между двумя системами были 100%-но прерваны вообще все связи, они бы смогли вполне существовать друг без друга.
То есть, представьте что-то типа полного взаимного эмбарго: никаких трубопроводов «Дружба», никаких научных, политико-дипломатических контактов, никаких пересечений границ типа туристами, никаких технологий и товаров, и прочая, прочая, вплоть до того, что мы живём как будто на разных планетах, даже не знающих друг о друге.
Представили? По-моему, оказалось довольно несложно.
Конечно, это всё сильно гипотетическое допущение и фантазии, но они необходимы для того, чтобы протянуть нити в день сегодняшний и попытаться разобраться в калейдоскопе событий, захлестнувших планету и реально поставивших её перед вечным выбором: быть или не быть?
Вернёмся к биполярному миру, но уже без всяких фантазий.
Так вот, когда исчез один полюс, параллельно с тем, что возник однополярный мир, начала своё бурное развитие глобализация. Да, да, та самая, которая громко чавкала, поглощая страну за страной с отведением каждой своей роли в глобальном мире. Пали границы в том виде, в котором они были ещё вчера, товары и деньги начали свободное перемещение во всех направлениях, постепенно выстроились гигантские логистические цепочки, работавшие как часы (в идеале, конечно, но тем не менее) и опутавшие своей паутиной всю планету.
Как сейчас помню все эти восторженные разговоры о каком-то автомобильном заводе, где исчезла необходимость больших складских запасов в тысячах комплектующих, ибо поставки идут одна за другой непрерывным потоком и, главное, точно в тот момент, когда они нужны.
Моря и океаны заполнились танкерами и балкерами, контейнеровозами и прочими грузовыми судами, обеспечивающими всё и вся в любом конце Земли. То же самое по железным и автомобильным дорогам, а также по воздуху и уже строились планы лифтов с Луной и караванов с грузами между Землёй и Красной планетой.
Всё это действительно имело место быть, но есть один нюанс: имело место быть… вчера. А сегодня неожиданно пошло прахом, потому как вмешались силы, ударившие по самым слабым звеньям – по логистике. И теперь по всему миру встают конвейеры, банкротятся заводы, на границах пробки в десятки км, небеса закрывается, порты забиты катастрофически опаздывающими контейнеровозами…
Как будто бы пошёл реальный обратный отсчёт.
А теперь вспоминаем, когда всё началось: а началось всё довольно давно – с санкций и торговых войн, где Запад начал принимать меры для сдерживания России и Китая. Затем уже настоящий сокрушительный удар нанесла, раздутая до глобальных масштабов, пандемия, прозванная ковидобесием и кое-где продолжающаяся до сих пор, продолжая разрушать и разрушать. На этом фоне Запад, ничуть себя не сдерживая, сегодня, на наших глазах, пытается включить полное эмбарго с Россией и наверняка задумал то же самое сделать с Китаем, но чуть позже.
А всё почему? А всё потому, что в какой-то момент пришло осознание катастрофической зависимости от двух новых полюсов: зависимость от России – в энергоресурсах, зависимость от Китая – в огромном потоке большого спектра товаров.
И вроде бы в этой конструкции нет ничего необычного – именно такой мир строила запущенная когда-то глобализация, где России было выделено почётное место сырьевого придатка, а Китаю – дешёвого сборочного цеха. В идеале всё должно было работать именно что идеально и никак иначе. Однако что-то пошло не так.
А пошло не так то, о чём я, да и многие другие, писали давно и что мало у кого на Западе, упоённом своей глобальной ролью модератора и дирижёра глобализации, отложилось в голове, чтобы предусмотреть хоть какие-то страховочные механизмы: и в России, и в Китае необратимо явились миру дремлющие (до поры, до времени) имперские амбиции или, если хотите, амбиции сверхдержавности (точность терминологии здесь не важна).
Таким образом, Запад неожиданно пришёл к осознанию факта, что его планетарное господство поставлено под сомнению, а когда его голову посетило воображение, он совершенно закономерно пришёл к выводу: если продолжить глобализацию в том идеальном виде, в котором она задумывалась, то в какой-то момент возникнет такая чудовищная и 100%-я зависимость от России и Китая, что малейший сбой полностью погрузит весь западный мир в настоящую темноту, куда вообще не сможет проникнуть ни один лучик света. Ключевое слово «сбой», под которым следует понимать некую злую волю России и Китая, где первая медленно, со скрипом и с видимым удовольствием начнёт перекрывать свой условный ржавый вентиль, а второй не только мощно поднимет внутренний спрос (что уже происходит), но и перенаправит свои товарные потоки мимо Запада, потому как мир, вообще-то, много больше «золотого миллиарда».
Вот, на мой взгляд, примерно такая апокалиптическая картина погружения Запада в каменный век посетила вашингтоно-брюссельские головы, в результате чего ими было принято решение начать болезненный процесс прерывания проекта глобализации, чтобы максимально избавиться от катастрофической, прежде всего российско-китайской, зависимости.
Отсюда все эти истеричные зелёные проекты, отсюда внезапное появление Трампа, тут же наехавшего на Китай с целью перенести основные производства в США, отсюда беспрецедентные санкции, уже вовсю напоминающие полное эмбарго, отсюда бесконечные попытки втянуть Россию в войну, отсюда попытки (безуспешные) сначала склонить на свою сторону Россию с целью «дружить» против Китая, а сегодня обратный вектор – «дружить» с Китаем против России, чтобы затем разделаться с ними по одному и т.д.
Всё это идёт в полный противовес с проектом глобализации, на котором, похоже, поставлен окончательный крест, где в оконцовке вновь видится разделение мира на технологические зоны, когда предполагается, что Запад, избавившись от губительной российско-китайской зависимости, всё-таки, сможет преодолеть текущие большие издержки и восстановить своё политико-экономическое доминирование.
То есть, сегодняшние, кажущиеся неуклюжими, попытками Запада раз за разом выстреливать себе в ноги обоюдоострыми санкциями и прочими якобы непродуманными действиями, следует рассматривать как осознанную попытку пойти на риск в ситуации, когда если не начать этот процесс сегодня, завтра будет окончательно поздно.
Это долгосрочная стратегия, в которой, на мой взгляд, просматривается действительно осознанное желание Запада использовать последний шанс спасти своё уходящее лидерство.
Удастся или не удастся, тут, как говаривал слепой, посмотрим, в конце концов, наши задачи от этого не только не меняются, но и приобретают всё более отчётливые контуры грядущего величия страны, способной преодолеть и выйти победителем из любых испытаний. Если не подкачаем, то всё у нас получится, история и наши предки нам только в помощь, они сейчас на нас внимательно смотрят и точно соврать не дадут.