ФНБ должен стать бюджетом развития России

ФНБ должен стать бюджетом развития России

Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому в 2022 году часть нефтегазовых сверхдоходов будет идти не в Фонд национального благосостояния, а на финансирование текущих расходов бюджета. Преимущественно речь идёт о социальных выплатах.

Данная мера, действительно, является необходимой. В настоящий момент сложно прогнозировать реальный объем доходов федерального бюджета. В номинальном выражении однозначно цифра будет серьезной, но, учитывая инфляцию (16,7% на 1 апреля) не факт, что получится закрыть реальные потребности государства и экономики

Тем не менее, России нужна не простая отмена бюджетного правила, а структурная реформа управления государственными финансами. И Фонд национального благосостояния здесь может сыграть определяющую роль

В номинальном выражении доходы ФНБ огромны. На 1 марта его объем составил 12,935 трлн рублей, из которых ликвидная часть — 9,738 трлн. Плюс в Фонд ещё не перечислены 3,1 трлн рублей сверхдоходов, которые были собраны в прошлом году.

За четыре месяца этого года объем нефтегазовых сверхдоходов следующий:

  • Январь: +585,9 млрд
  • Февраль: +634,7 млрд
  • Март: +537,6 млрд
  • Апрель: +496,3 млрд

Только за четыре месяца Фонд собрал ещё 2,254 трлн рублей. Часть данных средств пойдет на финансирование дефицита федерального бюджета, а также на незапланированные расходы. Например, на дополнительные социальные выплаты гражданам. Тем не менее, по мере стабилизации ситуации данный вид расходов снизится. Плюс объем сверхдоходов настолько велик, что определяет существенный остаток на счетах.

И вот здесь возникает вопрос: как грамотно использовать средства ФНБ? Отметим, что теперь они практически полностью будут номинированы в рублях. Возможно Минфин захочет приобрести юани и золото, однако особого смысла в этом нет. С накоплением резервов при необходимости может прекрасно справиться Центробанк.

Оставлять рубли на счетах казначейства либо ФНБ не имеет никакого смысла, поскольку таким образом они будут обесцениваться через инфляцию.

Наиболее правильной стратегией является преобразование ФНБ из кубышки на черный день в бюджет развития России. Средства ФНБ должны быть использованы целевым образом для финансирования наиболее перспективных проектов. Таких у нас имеется огромное количество.

Да, в идеале проекты реального сектора экономики должен финансировать Центробанк, предоставляя им ликвидность. Однако до этого момента мы вряд ли доживём. А если и доживём, то он случится не скоро.

Зато изменить подход к ФНБ можно мгновенно. Для этого не требуется даже менять Силуанова. Все делается проще: Министерство экономического развития составляет перечень проектов, которые утверждает Мишустин. Минфину же отводится чисто формальная функция проведения платежей.

Сейчас же возникает парадоксальная ситуация. Правительство заморозило строительство Северного широтного хода (СШХ), поскольку денег на него в текущих условиях якобы нет. В это же время одни только нефтегазовые сверхдоходы составляют около 500 млрд рублей в месяц. На СШХ же необходимо порядка 250 млрд рублей. Не понятен также вопрос с третьим этапом расширения БАМа и Транссиба, имеется недостаток по финансированию промышленных проектов (Фонд развития промышленности докапитализирован всего лишь на 20 млрд рублей) и многое другое.

Раз уж Центробанк не в состоянии организовать проектную эмиссию, которая не только не приведет к инфляции, но и снизит цены в среднесрочной перспективе, то единственным вариантом запуска инвестиционного цикла является использование средств ФНБ.

Есть надежда, что в правительстве это прекрасно понимают и финансирование проектов реального сектора экономики за счет нефтегазовых сверхдоходов начнется уже в ближайшие месяцы.