Развал Минской группы ОБСЕ осложнит ситуацию в Закавказье
На встрече в Москве со своим армянским коллегой Араратом Мирзояном глава МИД России Сергей Лавров сообщил о распаде Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) по карабахскому урегулированию.
«То, что тройка сопредседателей прекратила свое существование заявили сами французы и американцы, — говорил Ларов. — Для меня это факт. Я не знаю, в какие слова они облекали свое заявление, но то, что они принесли в жертву своим русофобским задачам судьбу региона, по крайней мере ту роль, которую могла бы сыграть тройка в судьбе региона, — это факт. И приоритеты они расставили достаточно четко».
Развал формата МГ ОБСЕ — это акт большой политики. Поэтому встреча Лавров-Мирзоян стала некой «сверкой часов» перед переговорами на высшем уровне. Москву с официальным визитом должен посетить премьер -министр Армении Никол Пашинян. Стороны намерены обсуждать реализацию достигнутых договорённостей по Нагорному Карабаху. Вопрос только в том, о каких именно договоренностях будет идти речь. Тех, которые были достигнуты в ходе трехстороннего диалога Россия- Армения- Азербайджан или тех, которые были достигнуты в Брюсселе на саммите лидеров Азербайджана и Армении при посредничестве ЕС?
После второй карабахской войны МГ ОБСЕ оказалась в кризисе, поскольку ей не удалось предотвратить вторую карабахскую войну. В ней задолго до украинского кризиса стали просматриваться кризисные явления, о чем заявлял президент Азербайджана Ильхам Алиев. Но один из сопредседателей, Россия, находится в регионе в качестве ведущего игрока. Его миротворцы расположены в Нагорном Карабахе, а Франция и США оказались по разным причинам вне этого процесса.
Тем не менее накануне брюссельской встречи Алиева с Пашиняном в телефонном разговоре с ними госсекретарь США Энтони Блинкен говорил о важности «обеспечения сопредседательства МГ ОБСЕ в целях деэскалации и возобновления дипломатии». Был также визит в регион действующего председателя ОБСЕ главы МИД Польши Збигнева Рау, в ходе которого обсуждался вопрос восстановления формата МГ ОБСЕ.
Значит развал группы состоялся буквально накануне брюссельского саммита Алиев- Пашинян и сторонам об этом стало известно заранее. Конкретные причины остаются пока неизвестными. В итоге наряду с так называемой московской площадкой с участием России- Азербайджана и Армении по постконфлитному урегулированию в регионе была сформирована еще одна: прямые переговоры при посредничестве Брюсселя. Интрига теперь в том, будут ли пересекаться московская и брюссельская площадки или дальше события на них станут развиваться по самостоятельным сценариям.
Теперь обозначим оставшийся московский «багаж»: трехсторонние договоренности на высшем уровне от 9 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года, включая деятельность Трехсторонней рабочей группы по разблокированию экономических и транспортных связей, усилия по запуску Комиссии по делимитации армяно-азербайджанской границы и подготовка мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Брюссельский пакет: до конца апреля создать комиссию по делимитации армяно-азербайджанской границы. Заметим, что принципиальная договоренность об этом была достигнута в Сочи еще в ноябре прошлого 2021 года. Очередное заседание трехсторонней рабочей группы по разблокировке региона должно состояться в этом месяце. Отсюда вопрос: так кто же конкретно будет дальше вести обозначенные направления — Москва или Брюссель?
В «сухом остатке» получаем следующее. МГ ОБСЕ, которая играла важную роль в урегулировании проблемы Нагорного Карабаха, особенно после того, как в середине февраля 1997 года Россия, Франция и США стали ее сопредседателями на постоянной основе, больше не существует. Конфронтация России и Запада из-за Украины стала вносить свои коррективы в качество и ход переговоров.
Алиев, который заявлял об утере актуальности в работы группы после второй карабахской войны, достиг поставленной цели. Он снял с политического горизонта стоявший в повестке МГ ОБСЕ вопрос о статусе Нагорного Карабаха. В итоговом заявлении по саммиту в Брюсселе Алиев — Пашинян нет вообще упоминания о «Нагорном Карабахе». Ранее Пашинян говорил, что «вопрос окончательного статуса Карабаха» должен обсуждаться в рамках мирного соглашения с Азербайджаном», призывал на помощь тройку сопредседателей МГ ОБСЕ. В Брюсселе о группе забыли. И не только о ней.
«Я обратил внимание на то, что в коммюнике ЕС по итогам встречи в Брюсселе нигде ни разу не упомянута Россия, — говорил Лавров. — Это говорит о том, что важнее для руководства ЕС — развивать достигнутое или использовать и карабахскую тему для того, чтобы отмечаться по своей русофобской линии».
В заявлении главы Евросовета Шарля Мишеля не упоминаются трехсторонние договоренности, достигнутые при посредничестве России, что свидетельствует о намерении ЕС снизить роль России в посредническом процессе между Азербайджаном и Арменией. И если до украинского кризиса модерация Брюсселя и Москвы не рассматривалась как конкуренция двух дипломатических проектов, то сегодня положение дел серьезно меняется.
Если концепция ЕС о России как о «слабеющем гиганте» получит дальнейшее развитие, то роль Брюсселя на закавказском треке будет нарастать. Тем более, что один из центров силы — Азербайджан начинает занимать доминирующие позиции из-за наличия у него энергоресурсов, транспортных, коридорных возможностей и т.д. Ереван поставят перед геополитическим выбором.
Может случиться и так, что Закавказье перестанет быть стратегической периферией, и ситуация в этом регионе будет использоваться Западом как инструмент для предотвращения ее прорыва на юге, в частности, в сторону Ирана и Турции. В целом же нынешний статус-кво в зоне нагорно-карабахского конфликта не отличается устойчивостью и нужно быть готовыми к самым неожиданным сценариям развития событий.
Институт РУССТРАТ