В Ираке формируется межконфессиональный блок
Поскольку ни одна из политических коалиций не может провести законное заседание по выбору президента, для которого требуется две трети голосов депутатов, политическая система Ирака зашла в тупик.
На фоне политического тупика в Багдаде две шиитские оси соперничают за формирование нового правительства. В то время как шиитское движение садристов с 75 членами стремится к формированию правительства большинства в сотрудничестве с большинством суннитов и курдов, Рамочная координация (Координационный механизм) с 64 членами, в которую входят поддерживаемые Ираном шиитские партии, призывает к формированию правительства на основе консенсуса.
Беспрецедентным событием стало то, что 25 марта садристы и их суннитские и курдские партнеры объявили о создании межконфессиональной коалиции в качестве крупнейшего блока, который отвечает за выдвижение кандидатуры премьер-министра. В нее вошли Демократическая партия Курдистана (ДПК) с 31 членом и суннитская Коалиция суверенитета с 62 членами. Новая коалиция формируется под названием Enqadh Watan («Спасение родины»).
Исторически сложилось так, что шииты совместно формировали крупнейший блок, а затем добивались формирования правительства. Однако на этот раз раскол среди шиитов, в частности между Садром и Координационным механизмом, заставил Садра обратиться к курдам и суннитам, чтобы сформировать вместе с ними межконфессиональный блок.
Коалиция Enqadh Watan выдвинула Рибера Ахмада, министра внутренних дел Иракского Курдистана, на пост президента, а Джафара аль-Садра, двоюродного брата Муктады аль-Садра и посла Ирака в Великобритании, на пост премьер-министра.
26 марта коалиция провела парламентскую сессию, чтобы проголосовать за нового кандидата на пост президента. Однако сессия не увенчалась успехом, так как не набрала достаточного количества голосов. Коалиции требовалось большинство в две трети голосов (220 голосов), но на заседании присутствовали только 202 депутата.
Три союзника имеют в общей сложности 168 членов (депутатов парламента).
Большинство независимых членов, в частности, Эмтедад и Новое поколение, присоединились к сессии после того, как потребовали определенных условий в отношении методов управления правительством.
Эти две группы сформировали коалицию под названием «Коалиция во имя народа». Они выдвинули 17 условий для участия в сессии, включая выбор независимого премьер-министра и формирование сильного правительства. Коалиция «Энкадх Ватан» согласилась с этими условиями.
С другой стороны, члены Координационного механизма и их союзники собрались в доме Нури аль-Малики, чтобы объединить свое сопротивление против коалиции. Среди союзников Координационного механизма — члены Патриотического союза Курдистана (ПСК) и некоторые члены суннитской партии «Азм», которая раскололась на две группы: 12 членов под руководством Мутаны аль-Самераи присоединились к Координационному механизму, а большинство из 22 членов остались под руководством Хамиса Ханджара, который присоединился к межконфессиональной коалиции.
В конечном итоге, (про-иранский шиитский — прим.) Координационный механизм и его союзники обеспечили себе блокирующую треть, хотя коалиция шиитов-садристов, курдов из ДПК и суннитов еще не вышла из игры; она назначила на 30 марта еще одну сессию для голосования за выдвинутого ими кандидата.
Коалиция пытается привлечь в свой блок больше депутатов парламента, чтобы получить достаточное количество членов для проведения сессии. Однако представляется маловероятным, что им удастся собрать достаточное количество парламентариев, поскольку Иран выступает против них.
В последнее время Иран благодаря своим маневрам и в условиях политических разногласий (внутри иракских партий) смог склонить часть суннитов и курдов на сторону Координационного механизма, чтобы создать сильное сопротивление межконфессиональной коалиции.
ПСК с 29 членами имеет почти половину голосов курдов по сравнению с 31 членом ДПК. ПСК поддерживает Координационный механизм. Ряд суннитских членов парламента откололись от руководства Халбуси-Ханджара и также присоединились к Координационному механизму.
Недавно спикер парламента Мохаммед аль-Хальбуси был приглашен в Иран для обсуждения процесса формирования правительства. Однако в связи с последними событиями визит был отложен.
Независимые депутаты также сталкиваются с острыми разногласиями между собой, поскольку большинство поддерживает коалицию Enqadh Watan, в то время как некоторые объединились с Координационной структурой, а остальные остались в стороне.
В нынешних обстоятельствах формирование коалицией правительства большинства, исключающего членов Координационного механизма, представляется маловероятным. Возможно у Садра не останется другого выбора, кроме как в конце концов обратиться к Координационному механизму и включить их представителей в правительство. Это приведет к формированию консенсусного правительства, подобного правительствам, которые были сформированы в прошлом.
Это связано с тем, что Энкадх Ватан не имеет необходимого большинства в две трети голосов, чтобы пройти отбор, выбрав своего сторонника на пост президента, а Рамочная координация (Координационный механизм) обеспечила блокирующую треть, которая не позволяет Энкадх Ватан выбрать президента.
Согласно конституции Ирака, премьер-министр должен быть назначен президентом. Затем назначенный президентом премьер-министр должен представить свой кабинет министров парламенту. Это означает, что весь процесс конструирования системы управления страной заблокирован, и нет иного решения, кроме как сломать блокирующую треть, что возможно только путем переговоров и формирования консенсусного правительства с участием всех партий на основе их кредитных баллов, полученных от количества мест в парламенте.
В то же время, нынешнее правительство будет действовать в качестве временной администрации до тех пор, пока в Багдаде сохраняется политический тупик или до того момента, когда будут проведены досрочные выборы.