Запад отменяет себя: действия против России превращаются в фарс
Как писал Гегель, история повторяется дважды – как трагедия и как фарс. Трагедию мы уже наблюдали. Ровно сто лет назад, когда из пламени Гражданской войны возникло новое государство – Советский Союз, – Запад в лице колониальных держав и примкнувших к ним Соединенных Штатов попытался с ходу изолировать СССР, выражаясь современным сленгом – «отменить» его.
Что из этого вышло, мы все помним – в порыве антисоветской истерии страны Антанты допустили возникновение «Оси Берлин-Рим-Токио». В итоге отсутствие единства и солидарности между антифашистскими силами сделало неизбежным начало Второй мировой. За это время столкнувшаяся с западным бойкотом Москва, с одной стороны, активно работала с несистемными силами в Европе и Америке, с другой – деятельно развивала дипломатию на других направлениях.
Через несколько десятилетий после своего возникновения СССР располагал огромной и постоянно — по мере развития процессов деколонизации — расширяющейся сетью альянсов со странами так называемого «третьего мира», установил фактический контроль над Восточной Европой, обзавелся политическими союзниками и бизнес-партнерами в «западном блоке». В начале 1950-х годов Вашингтон и европейские столицы захлестнула истерия насчет набирающей мощь и подступающей «красной угрозы». Кампания по изоляции Союза с треском провалилась. Лишь по счастливому стечению обстоятельств последовавшая холодная война не переросла в ядерную.
Сегодня мы видим, что страны «победившей демократии» так и не научились делать выводы из своих ошибок. Как и в ситуации с молодым СССР, США и их сателлиты надменно уверены в своих силах. В ежедневном режиме повторяются мантры о том, что Россия в результате объявленной ей санкционной войны беспрецедентно изолирована – но, похоже, на Западе занимаются банальным самовнушением.
Дебаты в Генассамблее ООН, которые с маниакальной настойчивостью инициирует Вашингтон, дабы найти подтверждение собственной пропаганде, дают совсем иную картину. К примеру, страны Азии и Африки в большинстве своем демонстративно отказались поддерживать инициативу по исключению России из Совета ООН по правам человека – не голосуя, выступив «против» или воздержавшись. Да и из тех, кто, что называется, взял под козырек, много ли искренних сторонников «отмены России»? Или их представители нажимают нужную кнопку, столкнувшись, как подробно объяснил президент Сербии Александр Вучич, с беспрецедентным и агрессивным давлением?
Если приглядеться, якобы сколоченная Байденом антироссийская коалиция – типичный колосс на глиняных ногах. Она базируется на принуждении, вассальной зависимости, лжи и пропаганде.
Раздражение американской стратегией будет неизбежно и стремительно нарастать по нескольким причинам.
Во-первых, на дворе давно не 90-е годы, когда в мире существовал один полноценный центр силы. Для многих стран бывшего «третьего мира» ориентиром уже много лет является не Вашингтон, а региональные державы – страны БРИКС и их партнеры, которые, к нескрываемому раздражению США, вовсе не стремятся маршировать в общем строю под командованием «просвещенного» Запада.
В тот момент, когда будут созданы механизмы по обходу вторичных санкций и минимизации издержек от невыполнения американских ультиматумов – а соответствующая работа идет полным ходом – региональные экономические системы по сигналу из Пекина, Нью-Дели, Претории, Бразилиа и стран ОПЕК, смогут оперативно перестроиться на еще более интенсивное сотрудничество с Москвой. А тогда и нужда в лишнем политесе и выслушивании лекций евро-атлантистов быстро пропадет.
Во-вторых, уже сегодня украинский конфликт для большинства развивающихся государств является малоинтересным отдаленным эпизодом, тогда как масштабный продовольственный кризис, вызванный перебоями в поставках зерна, рост цен на энергоносители, коллапс логистических цепочек – проблемы куда более реальные и осязаемые. По мере усиления внутреннего напряжения, вызванного обнищанием и голоданием населения, открыто продвигаемая Евросоюзом идея победы над Россией на поле боя в войне до последнего украинца будет выглядеть в глазах африканских, азиатских и, потенциально, латиноамериканских правительств все более циничной и оторванной от реальности, в которой живут и страдают их граждане.
В-третьих, и это, пожалуй, самый важный момент, тот самый вчерашний «третий мир» прекрасно знает цену американским заявлениям о борьбе за демократию и хорошо понимает, что имеет в виду президент Путин, говоря про «империю лжи». Не США ли вместе с Европой годами поддерживали диктатуры по всей планете, жестоко подавлявшие национально-освободительные движения? Разве не они провоцировали перевороты, кровопролитные восстания и гражданские войны для достижения своих весьма прагматичных идеологических и экономических целей? Да и интервенции с катастрофическими последствиями, причем под сфальсифицированными предлогами, за пределами страдающего коллективным Альцгеймером Запада памятны практически всем. Соответственно, и доверия к американской позиции по украинскому вопросу у видевших реальное лицо Вашингтона государств немного.
Не говоря уже о том, что сам киевский режим, одновременно героизировавший поборников нацизма и насильно внедрявший так называемые либеральные европейские ценности в культуру, основанную на традиционализме, точно не был образцом для других развивающихся стран. В Африке и Азии прекрасно понимают, что из себя представляет протянутая Западом рука дружбы. Там найдется немного правительств, которые так или иначе не ощутили беспардонное давление, в том числе, санкционное, как по незначительным вопросам (например, о правах трансгендеров и гей-браках), так и в критически важных областях. В частности, в том, что касается борьбы с терроризмом, где призывы США к инклюзивности, соблюдению прав человека, показной гуманности выдавали полное непонимание местной специфики и подрывали эффективность противостояния этому злу. Им куда легче почувствовать солидарность с «отменяемой» Россией, чем с полулегитимным, марионеточным украинским режимом.
Запустив процессы по изоляции нашей страны, Запад, как и век назад, попал в плен собственных иллюзий. Мир намного ярче и многообразнее, плюралистичнее, чем его представляют в вашингтонских и брюссельских кабинетах. Де-факто американо-европейский альянс, навязывая развивающимся странам эгоистичную и игнорирующую их чаяния игру, скорее, самоизолируется. «Отмена России» превращается в фарс – но фарс с далеко идущими последствиями. Поставив на кон все свое влияние в борьбе за выживание украинского проекта «анти-Россия», США и их союзники идут прямым курсом к окончательной утрате гегемонии даже в тех частях планеты, где она по недоразумению до сих сохранялась. И очередь из желающих заполнить возникшие лакуны уже выстраивается.