ЕС вывел лизинговые самолеты из-под санкций против РФ
ЕС сделал
первый шаг по разрешению проблемы западного авиапарка, оставленного в РФ, однако предлагаемые условия не во всем соответствуют интересам Москвы. ФБА «Экономика
сегодня» разбиралось в создавшейся ситуации.
wikipedia.org / Pedro Aragão / CC BY — SA 3.0
Евросоюз готов к диалогу по самолетам
Информационное
агентство Bloomberg сообщило
о принятии Евросоюзом поправки, которая разрешает продавать самолеты в Россию.
Данный
момент позволяет разрешить ситуацию с авиационным транспортом: РФ оставила у себя 700 самолетов производства Airbus и Boeing, находившихся в нашей стране в лизинге, и предложила партнерам найти компромиссное решение.
Лизингодатели под эгидой антироссийских санкций от диалога отказались, но всем
понятно, что компромисс является единственным возможным выходом.
Стоимость
вопроса составляет 10 млрд долларов, а РФ без соглашения с западными
компаниями не сможет эксплуатировать лайнеры за пределами страны. Остаются вопросы по техническому
обслуживанию западных самолетов.
8 апреля
2022 года Брюссель принял поправку, разрешающую национальным компаниям
продолжать получать платежи от российских авиаперевозчиков по договорам финансовой
аренды (лизингу), подписанным до 26 февраля 2022 года.
После
погашения арендных выплат право собственности может быть передано
лизингополучателю. Теоретически это компромисс, который может устроить как
российские компании, так и их западных контрагентов.
wikipedia.org / Pedro Aragão / CC BY — SA 3.0
В Bloomberg утверждают, что под эту поправку
подпадают порядка 500 российских бортов, но пока непонятно, какие компании
смогут работать по этой схеме.
Необходимо найти компромисс
Присутствует и договорная проблема: в некоторых соглашениях прописана
операционная аренда, т. е. после истечения срока многолетнего контракта наша компания должна вернуть самолет лизингодателю, а при новой реальности это не осуществимо.
Есть здесь
и вопросы со страхованием: 85% суммы, предоставленной оператору самолета
синдикатом банков, гарантируют экспортно-кредитные агентства, которые
используются США, ФРГ, Великобританией и Францией для поддержки продажи
самолетов.
Согласно поправке от 8 апреля 2022 года, российской авиакомпании не могут быть
предоставлены какие-либо финансовые ресурсы кроме самолета, и то после того, как
будет выплачена вся его стоимость по ранее заключенному договору.
Для
закрытия вопроса РФ должна выплатить все предусмотренные контрактом средства за
самолет. В ЕС поняли, что РФ не вернет самолеты, поэтому предложили Москве их
выкупить за полную сумму, но данная схема для нас не очень выгодна.
Стоимость вопроса: 10 млрд долларов
Российские
резервы на 315 млрд долларов арестованы на Западе, объем захваченного имущества
юридических и физических лиц также исчисляется десятками млрд долларов, в такой
ситуации Россия может из принципа не пойти на такие условия.
Минтранс РФ предложил продолжить осуществлять договоры лизинга в рублях,
что не выгодно уже европейской стороне, без консультаций здесь явно не обойтись.
Основная
масса лизингодателей находится в Ирландии, после 24 февраля 2022 года они вернули несколько десятков самолетов. Кроме
них это большая проблема для страховых компаний, которые могут потерять гарантированные 10
млрд долларов.
России западные трудности не волнуют, нашей стране необходимо взаимовыгодное решение, а его
пока из данной поправки не следует. Вопрос должны разрешить на переговорах, а
не путем предоставления законодательной «форточки» ЕС.
Дмитрий Сикорский
лизинг
антироссийские санкции
bloomberg
внешняя политика РФ
европейская политика
международное право
гражданская авиация