Для Европы отказ от российских энергоносителей будет серьезным социальным потрясением
Вице-премьер Александр Новак считает, что Евросоюз не сможет заменить российские энергоносители в течение 5-10 лет, в том числе из-за инфраструктуры для поставок.
Известный публицист Алексей Анпилогов пояснил какой инфраструктуры не хватает Европе для полного эмбарго на российские энергоносители, как повлияет оплата газа в рублях на отказ, и насколько Европа готова наступить себе на горло в сфере энергетики.
«Российская Федерация снабжает страны европейского субконтинента тремя главными энергоносителями – это уголь, нефть и газ. Газ в основном поставляется по трубопроводам, нефть и уголь – железнодорожным и морским транспортом. Таким образом, задача Евросоюза распадается на две: европейским странам нужно найти альтернативные источники всех трех энергоносителей и обеспечить их доставку, причем желательно по цене не выше российской. Скажу сразу, что эта задача нетривиальная и даже невозможная в краткосрочной перспективе.
Вопрос здесь даже не в свободных объемах. Европейцы, пытаясь заместить эти объемы, неизбежно взвинтят цены на мировых рынках, где лишнего угля, газа или нефти нет. Будет невозможно выполнить замену российского энергоносителя эквивалентным или более дешевым ресурсом. Второй вопрос – это строительство путей доставки. Если для угля или нефти еще возможно представить альтернативную логистику (танкеры либо балкеры), то дальше начнутся неприятности мелкого характера. Альтернативная нефть есть на Ближнем Востоке, но она будет дороже и менее сернистая, соответственно европейские заводы, которые были ориентированы на переработку более тяжелой нефти, начнут терять сырье. Сернистая нефть не только более дешевая, из нее получается больший выход тяжелых фракций (мазут, дизель, бензин). Под российскую нефть был полностью заточен европейский автопарк, где было достаточно много дизельных автомобилей. Если сейчас перейти на более легкую арабскую нефть, то будет проблематично обеспечить дизельный парк ЕС. То же самое с углем: его нужно будет ввозить крупными судовыми партиями, портовые мощности вроде как есть, но тоже не такие большие. Основная проблема возникнет на складах тепловых станций, где нужно держать большие объемы угля и перестраивать их под прием судовых партий, например, из Австралии, ЮАР или США.
Самый сложный вопрос с природным газом: отказаться от трубопроводного газа, в принципе можно, но заместить его сжиженным природным газом практически нереально, потому что нет терминалов и мощностей, которые бы перекинули газ от терминалов к потребителям. Все эксперты Европы, которые связаны с экономикой, а не с политикой (политики делают достаточно смелые и ничем не подкрепленные заявления), подсчитали, что наиболее реальный срок отказа от российских энергоносителей составляет 5 лет и более. Причем будет выполнено условие количественное, но не качественное, так как уголь, газ и нефть будут стоить дороже.
Переход на оплату газа рублями ускорит процесс отказа от российских энергоносителей. Если Россия сможет удержаться на твердой позиции и принимать только рублевую оплату за природный газ, то фактически РФ будет контролировать европейские страны в плане осуществления платежей. Таким образом они сами разрушат тот санкционный барьер, который пыталась выстроить Европа против России. Этот процесс получит политическое ускорение, но экономические проблемы быстрее не решатся, так как имеют фундаментальный характер.
Для Европы отказ от российских энергоносителей будет серьезным социальным потрясением, начнутся беспорядки и политическая нестабильность, не исключено, что те политики, которые сейчас принимали решение об отказе от российских энергоносителей, не смогут удержаться у власти».