Марганцево-литиевый тупик
Как уже известно, Чили и Аргентина прекратили поставки лития в Россию. Так как мы критически от них зависим, то производства использующие этот редкоземельный металл скоро вывесят белый флаг. В том числе и военные производства. По данным «АН», следующим ударом будет марганцевая блокада. Это фактически остановит всю российскую сталелитейную промышленность.
Советский Союз весьма серьезно относился к полной минеральной независимости от импортных поставок. Это обусловливалось госформой собственности. С переходом в собственность частную на это «забили» и предпочитали закупки дорогостоящей геологоразведке и добычи.
Уже добрый десяток лет «АН» бьют во все колокола: наши телевизионные успехи во всем и везде стоят на импорте: технологий, микроэлектроники, присадках и улучшителях, семенах и кроссах птицы. Литиевый скандал, о котором стараются не говорить, ещё раз доказывает, что начинать импортозамещение нужно с нуля. Точнее с самого начала любой промышленной цепочки.
Но ответственные за эти направления товарищи то ли в самом деле глухи, то ли притворяются таковыми. Хотя за эти десять лет можно было перевернуть мир. Например, в самое ближайшее время кроме лития нам, вероятно, закроют и импорт марганцевой руды. Мы в среднем импортируем марганца на 320 млн. долларов в год. Он необходим в металлургии. Без него эта экспортно ориентированная отрасль просто встанет.
Марганец, тот же дефицитный кобальт, молибден, литий — все эти металлы в огромных количествах есть в Мировом океане. Все ведущие страны мира, расталкивая друг друга локтями, рвутся их заполучить. Разрабатывают технологии добычи, подводные комбайны, корабли-доставщики и прочее. То есть занимаются практическими вещами. И только мы пишем программы, проводим совещания и конференции, отчитываемся докладами и красивыми презентациями.
За исследования Мирового Океана у нас отвечает непрофильный по образованию чиновник ниже среднего ранга из Миннауки. За создание подводных глубоководных комбайнов — и Минпроторг, и Минприроды, и тетя Маша из ОВИРа. А за выполнение уже поставленных задач — по традиции отвечают все, то есть никто.