Конфликт на Украине ударил даже по поставкам лапши быстрого приготовления в Индонезии
ДЖАКАРТА. Будущие поставки всемирно известной индонезийской лапши быстрого приготовления висят на волоске, поскольку мукомольные заводы изо всех сил пытаются заполнить серьезную дыру, образовавшуюся после начала боевых действий на Украине. Вернув в прошлом году свое место в качестве ведущего поставщика пшеницы в Индонезию, Австралия имеет лишь ограниченные возможности для увеличения экспорта из-за форвардных продаж, в результате чего производителям приходится полагаться на Канаду, США, Индию и, как ни странно, Россию, чтобы компенсировать дефицит.
«У мукомольных предприятий будет совсем немного времени, чтобы найти альтернативные источники поставок», — говорит один из рыночных аналитиков, указывая на начало июля как на обычное начало сезона сбора урожая озимой пшеницы на Украине, — «Это будет довольно сложной задачей». Пищевая промышленность Украины уже сильно пострадала: большая часть ее портовой инфраструктуры разрушена артиллерийскими и воздушными бомбардировками, а российские военные корабли пока еще блокируют Черное море, через которое проходит 80% ее экспорта пшеницы.
Помимо преодоления транспортных трудностей, до сих пор неясно, сколько урожая Украина смогла посеять перед лицом надвигающегося российского наступления и наличия удобрений, которых становится все меньше, и дизельного топлива для сельскохозяйственной техники. По официальным данным, Украина уже потеряла 1,2 миллиарда долларов на экспорте зерна. «Если мы не получим урожай в этом году, это будет катастрофой для остального мира, для Азии и Африки», — заявил на этой неделе на вебинаре посол Украины в Джакарте Василий Гамианини.
Украина имела обширные поля пшеницы, но боевые действия затруднили посадку и сбор урожая, а экспорт стал почти невозможным. После последовавших в течение нескольких лет подряд засух в Австралии Украина взяла на себя эту роль в 2019 и 2020 годах, захватив до 30% доли рынка Индонезии, за ней следуют Канада (22%), Аргентина (18%), США (13%) и Австралия ( 11%). Австралия вернула себе свое место в 2021 году с экспортом в 4,5 миллиона тонн — это значительный рост по сравнению с 820 000 тонн, отгруженных в 2019 и 2020 годах, после возвращения к небывалым урожаям в Западной Австралии, Новом Южном Уэльсе, Виктории и Квинсленде.
Украина отстала, но в прошлом году она все же поставила в Индонезию три миллиона тонн по сравнению с 2,9 миллиона тонн в 2019 и 2020 годах. Большая часть этого объема была отгружена через сильно поврежденные порты Одесса, Южный, Николаев и Черноморск. Россия, на которую вместе с Украиной приходится 25% мировой торговли пшеницей, экспортировала 1,2 млн. тонн зерна в Индонезию в 2018 году и еще 500 000 тонн в 2019 году, но с тех пор отгрузок не было.
Индонезия отказалась соблюдать антироссийские санкции, а нефтяная компания Pertamina недавно объявила, что изучает возможность импорта российской нефти. Это может относиться и к пшенице, если Джакарта не сможет найти другие источники. С низкого уровня во время пандемии спрос Индонезии на продукты питания на основе пшеницы вырос с 10,4 млн. тонн в 2020 году до 10,7 млн тонн в прошлом году на сумму 2,3 млрд. долларов, что сделало Индонезию третьим по величине импортером в мире после Египта и Турции. Она также является вторым по величине потребителем лапши быстрого приготовления, потребляя 12,6 млрд. из 116,5 млрд. порций в мире, а в прошлом году этого оказалось достаточно, чтобы заработать 270 млн. долларов на экспорте в основном в Малайзию, Австралию, Сингапур, США и Тимор-Лешти.
Но внутренний рынок остается первостепенным. Потребление пшеницы в Индонезии, в основном представленное лапшой, в прошлом году составило 26,4 кг на душу населения, и аналитики прогнозируют, что в течение следующих восьми лет оно достигнет 28,6 кг по мере роста населения. Это сопоставимо с потреблением риса в 124,46 кг на душу населения в 2021 году, или 37 400 тонн в год, что немного ниже, чем в предыдущие годы, и продолжает снижаться до ожидаемых 111,1 кг в 2030 году.
Популярный в Индонезии бренд Indomie, который контролирует 72% местного рынка, стал синонимом упакованной лапши и теперь доступен более чем в 100 странах, включая Нигерию, где производитель PT Indofood Sukses Makmur открыл фабрику в 1995 году. В целом воздействие конфликта на основные мировые товары станет проблемой во всех отношениях, не только для промышленности и общества, но и для перехода к экологически чистой энергии и перехода к более устойчивым системам снабжения продовольствием.
Аналитики говорят, что остаются критические вопросы о наличии нефти и природного газа, пшеницы и других сырьевых товаров, устойчивости цепочки поставок, уточнении торговых блоков и других связанных с этим вопросах. Все, как они предсказывают, будут затронуты продолжающимся конфликтом и, возможно, в ближайшие годы. Согласно большинству оценок, прямое его влияние на Азию будет меньше, чем в других частях мира, из-за ее ограниченного воздействия на Россию и Украину через торговые, инвестиционные и финансовые связи. Но косвенные эффекты будут больше, первоначально из-за более высоких цен на энергоносители. Если война затянется, предупреждают экономисты, это может подорвать мировые настроения и еще больше задержать восстановление после пандемии.
Проблемы продовольственной безопасности, возникшие в результате эпидемии Covid-19, уже привлекли внимание индонезийской общественности к важности диверсификации продуктов питания и самообеспеченности, а также к рискам, связанным с сильной зависимостью от одного основного продукта питания. Но хотя возможности для диверсификации огромны, Индонезия всегда будет вынуждена импортировать пшеницу, в результате чего мукомольным предприятиям придется взять на себя повышение цен на 70-90% по сравнению с прошлым годом – то, что они не могут переложить на чувствительных к затратам потребителей.
Сырое пальмовое масло, с другой стороны, является хорошей новостью для индонезийских производителей: экспорт достиг рекордных 35 миллиардов долларов в прошлом году, что на 55,8% больше, чем в 2020 году, поскольку цены выросли с 715 долларов до 1194 долларов за тонну к концу года. Конфликт на Украине поднял цены еще выше почти до 2000 долларов, что усугубляется аналогичным дефицитом украинского и белорусского подсолнечного масла, которое обычно помогает заполнить любые пробелы в поставках пальмового масла.
Высокие цены привели к 50-процентному повышению цен на масло для приготовления пищи в Индонезии, что вынудило правительство ограничить местную цену на уровне 14 000 рупий (93 цента США) за литр, чтобы сохранить запасы. Но поскольку продавцы изначально отказывались продавать свои запасы по более низкой цене, полки в некоторых регионах оставались пустыми в течение нескольких недель, включая густонаселенную Западную Яву, где президент Джоко Видодо не пользуется популярностью среди консервативных мусульманских избирателей. По данным Агентства по управлению фондом плантаций пальмового масла, Индонезия является не только крупнейшим в мире производителем и экспортером пальмового масла, но и в отрасли занято 16,2 млн. рабочих, 4,2 млн. напрямую и 12 млн. косвенно.
ДЖОН МАКБЕТ