Спецоперация Z: новый командующий, но цели и задачи прежние
Продолжаю отвечать на вопросы Читателей. Начнем с дискуссии: зачем ввязались в месячный страшный бой за Мариуполь, в ущерб другим стратегическим направлениям несем там немалые потери. Несмотря на полную зачистку города и торгового порта, группировку не ослабляем, добиваем засевших на «Азовстали» нацистов и разрозненные части ВСУ. Рассуждать можно бесконечно над вопросом, плодить доводы «за» и «против». Отвечу просто: «надо», приказ должен быть исполнен.
Мариуполь…
Насколько трудная операция? Куда сложнее, чем в Грозном, нет сомнений. В городе на момент штурма было восемь тысяч личного состава кадровых частей, опиравшихся на полк «Азов», являющийся по численности полнокровной бригадой. Наш Генштаб не назвал численность территориальной обороны, неизвестно сколько наемников личной ЧВК Рината Ахметова, иностранных «солдат удачи». Всё воинство насыщено средствами ПВО, тяжелой техникой, артиллерией и РСЗО, запасами боеприпасов на небольшую войнушку, противотанковыми ручными средствами.
Штаб ДНР говорит о 18 тысячах неонацистов на начало мариупольской операции. Численность наших частей? Трудно собрать всю информацию, поскольку штурм был разбит на три этапа, шла ротация после каждой недели боев. Но личного состава атакующих было меньше раза в три, это очевидно. Сужу по тому, что наш штаб оперировал внутри города подразделениями не больше роты, на подступах к Мариуполю изредка мелькали отдельные батальоны. Никаких бригад, тем более дивизий.
О потерях говорить стоит осторожно. Среди наших войск, как говорят, небольшие. А вот корпус народной милиции ДНР, если опираться на сообщения командира батальона «Восток» Александра Ходаковского – потери понес существенные, полки стачивались до состава батальона, батальоны – до роты. Очень много раненых, для городского боя такое характерно. Выбыло на какое-то время очень много опытных бойцов, их сменили резервисты-дончане. Что приводит к замедлению наступления.
Это проблема, с которой справились в ущерб более быстрому выполнению боевой задачи. Рота, в которую вливают не менее двух третей новобранцев, всегда действует иначе, с большой оглядкой. Опытным профессионалам приходится салаг больше учить выживать, лишь потом полноценно воевать. Но заминок больших в общем штурме не было, значит … справились, опираясь на наши спецназы, чеченцев РосГвардии, превосходстве в огневых средствах.
Зачем нужен Мариуполь? Даже среди военных экспертов, разделяющих точку зрения бывшего министра обороны ДНР Игоря Стрелкова – его нужно оставить в покое, наглухо заблокировать. Так себе по здравости совет. Во-первых, жить в степи подле Мариуполя … то еще удовольствие. Привлекать к окружению огромную по численности группировку. На каждом гипотетическом направлении прорыва создавать «огневые мешки», это сотни стволов наземной артиллерии, танки. Отвлекать авиацию. Нет, правильное было решение… Малым числом и умением.
В Мариуполе сломан наконечник копья украинской группировки на Донбассе, выбиты элитные бригады и отдельные батальоны морской пехоты, фанатичные «азовцы», нацбаты с импортными наемниками. Ими пришлось бы рано или поздно заниматься. Мариуполь – главный транспортный хаб всего юга Донбасса — это два. С его падением проводить глубокие операции по окружению донецкой группировки, снабжению наших войск по короткому плечу – бесценное преимущество.
Не начни мы штурм, … неонацисты превратили бы город в кладбище, уморили запертое внутри мирное население. Свои запасы на «Азовстали» они почти не трогали, отбирая жителей Мариуполя последние продукты, отключив воду и электричество. Голодная смерть пожилых людей стала за последнюю неделю боев обыденностью, наши волонтеры на грани помешательства от увиденного. Так что штурм подразумевал спасение жителей Мариуполя, это главный и вынужденный фактор городских боев.
Новый командующий Спецоперации…
Официальную информацию постить не буду, предложу Читателю источники из среды военных. Генерал Александр Дворников, Герой России – большой специалист по антитеррору, едва ли не единственный в столь большом чине, кто сталкивался в рамках общевойсковых операций с боевиками всех оттенков и мастей. Его карьера пошла в гору после Чечни-2, где он командовал полком.
По солдатским байкам, которые лично слышал – действовал крайне жестко, командовал из боевых порядков, беспощадно застроил пугливых тыловиков, к прошлым заслугам товарищей офицеров относился критически, мог на взвод сержанта поставить без раздумий. Довел до ума концепцию батальонной тактической группы, кстати. От простого солдата за глаза получил прозвище «Батя», от офицеров — … «Лютый»
Именно Александр Дворников считается архитектором коренного перелома тяжелейшей ситуации в Сирии в 2015–16 годах. Услышав его имя, бойцы Башара Асада начинают бормотать слова благодарности аллаху, первым делом русский генерал остановил бегущую отовсюду сирийскую армию, усилил ее нашими спецназами, морпехами и офицерами, показал … как нужно воевать. Действовал на первом этапе в привычной манере, из боевых порядков. Поменял систему всего командования, разогнав штабы из вороватых сирийских сватьев-братьев.
Беседовал с нашими военными летчиками, расположенными в родном городе … тоже интересные речи о генерале. Что на базе Хмеймим Александр Дворников бывал едва не чаще, чем в собственном мобильном штабе. Разговаривал с возвращающимися с боевых заданий экипажами, добиваясь новой тактики полного взаимодействия ВКС с наземными частями сирийской армии. Кто с ним общался … качают головой сегодня, не завидуют судьбе нацбатов в мариупольском и донецких «котлах».
Поскольку украинские военные и неонацисты выбрали игиловские террористические тактики, пощады от генерала Дворниками им не видать. Опять же, по солдатским слухам … генерал находится в Мариуполе, не стирает с лица земли «Азовсталь». Очень хочет возобновить общение с засевшими там кадровыми офицерами НАТО, числом до трехсот черных душ. Ему в Сирии не удалось получить столь ценный приз, американцы и британцы выторговали себе жизнь и свободу, но есть подозрение – сегодня вряд ли ускользнут. Тем более, наличие там секретной биолаборатории Пентагона — очевидный факт.
Думается, именно поэтому затянулась оперативная пауза. Наши войска уже неделю готовы для грандиозного сражения на Донбассе, создали три ударных плацдарма для окружения всей украинской группировки. Есть мнение, тормозит ее начало политическое решение Главнокомандующего, обязательное извлечение из подземелий «Азовстали» настоящих затейников войны, импортных офицеров и военных биологов. Чтобы на совсем другом уровне побеседовать с руководством США, вместе с мировым сообществом заново осмыслить причины ковидной пандемии.
Как военный человек, предложу две версии, слабую и более рациональную. Первая — не справился, допустил немало вопиющих промахов. Но эта очевидность совсем не бьется с реальностью. Начальный этап Спецоперации Z был оперативным изящным танцем на грани фола. Наглым, полностью спутавшим натовские штабы. Театр военных действий раскинулся на огромные территории, ВСУ были разделены на четыре огромные, изолированные группировки, Донбасс не получил подкреплений от наиболее боеспособных частей ВСУ. Это было царство постоянного маневра русских войск. Теперь началась другая война.
Именно как в Сирии. Командующий первого этапа, думается, на ее ведение уже не способен. Учитывайте обычную человеческую усталость. Полтора месяца разыгрывать на огромной территории несколько стратегических операций нового типа – чудовищное напряжение. Когда действуешь малыми силами, не создавая численного перевеса нигде. Выдохнуть нужно. Разобрать ошибки и успехи, чтобы на третьем этапе Спецоперации Z вновь устроить наглый танец на открывшемся оперативном просторе после уничтожения «донецкого котла».
В смене командующего ничего экстраординарного. Ротация войск происходила постоянно, штаб же работал в режиме 24/7 без сна и отдыха. Люди не железные, даже во времена Великой Отечественной все большие операции имели четкие временные горизонты. Месяц-полтора напряженных боев, пауза. Опять рывок, месячная мясорубка … снова пауза. Отдыхали все, солдаты и командующие.
Спецоперация Z – другого уровня искусство. На глобусе Украины прекратились глубокие продвижения на сотни и десятки километров, часть направлений вообще заброшены — но работа кипит не менее жесткая и напряженная. Интенсивность огневого воздействия на ВСУ нарастает, ВКС работают более активно, чем в первый месяц. А наступление не останавливается ни на день. Два-три-пять километров в сутки по сплошному укрепрайону городских и промышленных агломераций, прогрызание сплошного железобетона на Донбассе.
Семь лет укрепрайон создавался далеко не глупыми военными инженерами. Перестраивать боевые порядки, пробовать новые тактики приходится. Это время, напряженная штабная работа. Артиллерия, броня, штурмовая авиация, инженерные части разграждения, штурмовые группы – вот что сейчас воюет. Кое-где уступая противнику числом, на нервах и мастерстве. Командующий первого этапа создал для Александра Дворникова поле боя, справился блестяще.
Ранее стояла задача обеспечить разгром главных сил ВСУ, способных на общевойсковые глубокие операции, маневрирование. Они сточились под Киевом и Николаевом, Харьковом, в Мариуполе. Лишены большей части боевой техники, тыловых частей, запасов ГСМ, наиболее подготовленных солдат. Теперь ведется армейская операция с элементами контр-террористической, раз неонацисты выбрали игиловские тактики по совету импортных партнеров из НАТО. Генерал Дворников, словно в Сирии, будет выгрызать прекрасно подготовленного и укреплённого противника. Справится, вне всякого сомнения.
Не факт, что останется на этом посту после зачистки «донецкого котла». Не потому что плох, просто задачи могут появиться другие. Для которых потребуются военные специалисты более свежие физически и морально, мастера глубоких оперативно-стратегических операций, подобных первому этапу Спецоперации Z. А поймают в новые котлы под Киевом или на Западной Украине крупные группировки, за них возьмется отдохнувший Александр Дворников. Это абсолютно нормально, война нового типа, с новыми подходами, штабными и поля боя. Так думаю…
Почему медлим с окружением…
Думаем и давим. Вот весь ответ. Ждем ответных шагов противника на Донбассе. Не штабы НАТО диктуют нам свою волю, а мы заставляем наращивать в Павлограде и Днепропетровске новую группировку для попытки деблокады донецких сидельцев. А ежедневным прогрызанием обороны по трем направлениям стратегического «котла», который никак не захлопываем – принуждаем ВСУ покинуть укрепления. Выйти на прорыв в чисто полюшко, попасть под удары ВКС, тактических групп.
Но супостат не клинический …больной на всю голову, выход из укрепрайонов обернется разгромом. Организованного отступления при господстве ВКС не получится, оно превратится в неуправляемое бегство. Проблемы там назревают серьезные, радиоперехваты становятся паническими. Как оказалось – при отсутствии ГСМ, дефицит наметился даже в питьевой воде. 120–130 тысяч наиболее подготовленных бойцов ВСУ и нацбатов (60 тысяч только в самом укрепрайоне) на огромной территории будут делать нелегкий выбор: сдача, бегство, смерть?
Спешить некуда, новый командующий бережет солдат, утюжит укрепрайон ракетами, снарядами, бомбами. На помощь будущим окруженцам не вышли боеспособные еще группировки из Киева и Харькова. Под Днепропетровск прибывают наспех обученные резервисты, надеяться на их боеспособность смешно, мужиков просто отправили на уничтожение. Значит, натовские штабы приняли откровенное террористическое решение – заставить нас штурмовать города.
Вряд ли Генштаб РФ пойдет на это, превращать в груды развалин Харьков, Киев или Одессу не будем. После потери донецкой группировки Киеву нечем будет воевать кадрово. Дальнейшие боевые действия станут похожими на первую неделю Спецоперации Z, с высокими темпами продвижения наших войск в глубину территории Украины. Зацепиться крупным группировкам ВСУ негде на стратегических направлениях, только сидеть в городах, горькими думками утешаться и харчи проедать. На помощь заграницы надеяться…
Можем ли мы проиграть…
Конечно, если … только не поле боя, а именно в Москве. Если победит либеральная «партия мира», заставит Президента заколебаться. Других факторов остановки Спецоперации Z не существует. Мобилизационный ресурс «незалежной» исчерпан, даже если Киев завалят западными вооружениями – их утилизируют ВКС, не успеют освоить части теробороны. Импортные наемники должны просто течь рекой, формировать полнокровные бригады, дивизии, корпуса. Это невозможно, нет столько подготовленных «солдат удачи». Наоборот, наметилось бегство из «незалежной», как ВКС устроили на них своё сафари.
Главнокомандующий еще раз для непонятливых сообщил: нынешний политический режим Украины недоговороспособен, верить кураторам Зеленского нельзя. Тем более, подписывать какие-либо Соглашения. Если не будут выполнены главные цели и задачи Спецоперации — она обернется военно-политическим поражением России, даже если на бумаге будут написаны самые благоприятные условия «денацификации и демилитаризации», нейтрального статуса и признание Крыма.
Как только русский солдат покинет Украину, все дипломатические усилия будут перечеркнуты, «анти-Россия» воспрянет в кратчайшие сроки, все происходящее можно будет умножить на десять: оголтелый неонацизм, геббельсовскую пропаганду, милитаризацию современным западным оружием, открытое развёртывание натовских баз. Как к этому отнесется народ России … лучше не думать, бунт бессмысленный и беспощадный.
Только полная военная победа, даже невзирая на мольбы Зеленского подписать капитуляцию, попытаться остаться у власти тушкой и чучелком под крылышком «западных гарантов». Последний месяц показал даже последней домохозяйке – существующий неонацистский и террористический режим Киева неуправляем, несамостоятелен, в корне преступен. Только поэтапное освобождение регионов Украины, с конкретным политическим решение по каждой области.
Как сами украинцы это сделают– неизвестно. С Россией будут, с другими странами, к Донбассу присоединятся, либо переиздадут новую «конфедерацию Украина». Но президентской «незалежной» с централизованной властью олигархов и западных кураторов из американского и британского посольств больше не будет, это азы денацификации. А будут военно-гражданские администрации, налаживание спокойной жизни, непрерывные контр-террористические правовые механизмы РосГвардии. Лишь потом референдумы.
Когда будут ликвидированы неонацистские и националистические партии и организации, привлечены к уголовной ответственности военные преступники. Неважно … бывшие с оружием в руках или занимавшиеся идеологической деятельностью через СМИ, либо финансировавшие войну с собственным народом. Как исчезнет последний символ неонацизма в общественной жизни – на Украине возникнет нормальная политическая и государственная власть. Это не дело одного года, если что… Цели и задачи будут выполнены, это лучше всех понимает наш Президент. Доклад окончен, честь имею, жду новых вопросов для рубрики…
(с) Исторические напёрстки