Момент истины: Будут ли европейцы платить за газ в рублях
На этой неделе ряд европейских импортеров русского газа должны произвести оплату за поставки в первой половине апреля. Сейчас не будем углубляться в юридические формальности. Просто отметим, что потребители платят за газ постфактум. То есть, сначала товар, после — деньги.
В конце марта Москва заявила, что будет поставлять газ европейским потребителям исключительно по новой схеме.
С тех пор в Евросоюзе ведутся дискуссии, основополагающим вопросом которых является то, нарушает ли предложенная Россией схема санкции или нет. Мнения здесь различные. В основном страны Евросоюза склоняются к тому, что новая схема всё же нарушает санкции. Тем не менее, такие государства, как Венгрия, в корне не согласны с подобной трактовой.
Действительно, если смотреть объективно, то предложенная Россией схема ни при каких обстоятельствах не может нарушать санкции. Данный тезис мы даём не для того, чтобы умалить важность принятого решения той же Венгрией, а чтобы показать всю абсурдность ситуации.
Санкции Евросоюза введены конкретно против Центробанка и ряда коммерческих банковских организаций. Однако ни одно подсанкционное лицо в предложенной схеме не участвует. Все операции проходят через «Газпромбанк», а конвертация валюты происходит на открытом рынке.
Другое дело, если бы государство через тот же Центробанк брало валюту себе, выдавая европейцам эмиссионные рубли, и затем использовало бы евродоллары по какому-либо целевому назначению. Например, скупало бы по всему миру технологии, оборудование, специалистов и т.д. Тогда эффект от огромного притока нефтедолларов был бы максимальным. Но ни о чём подобном речи не идёт.
Поэтому с «санкционной» точки зрения для европейцев нет никакой разницы, работать по старой или по новой схеме.
Другое дело, что данный вопрос лежит чисто в политической плоскости. Если Евросоюз соглашается на предложенную Россией схему, то терпит имиджевое поражение, признавая уже не в теории, а на практике свою зависимость от России. Москва же, наоборот, одерживает важную геополитическую победу.
Все это существенным образом сказывается на поведении ряда иных государств. Например, Китай начинает отчетливее понимать, что Европу можно прогнуть. В том случае, если она попадает под экономическую зависимость. Индия окончательно определяется с выбором, видя, кто на самом деле определяет повестку в Евразии. И это не говоря уже о таких государствах, как Турция, Египет, Вьетнам и т.д.
Поэтому нынешний спор вокруг перевода оплаты за газ на рубли находится вне экономической плоскости. Это часть геополитики. Путин нанёс в самое уязвимое место Евросоюза.
Однако пока что мы находимся на половине пути. Важно не только то, какое решение примет каждая из европейских государство, а то, как поведет себя Россия.
Например, Нидерланды уже заявили, что запрещают своим компаниям осуществлять импорт газа из России за рубли. На данный момент это единственная в ЕС четкая позиция. Все же, если брать ту же Германию, то, с одной стороны, немецкие политики заявляют о невозможности платить в рублях. С другой стороны подчеркивают, что все же это дело частных компаний.
В Нидерланды в 2021 году Россия поставила 6,7 млрд кубометров газа. Это 4,3% от общего экспорта в ЕС. Раз уж Амстердам занимает такую непримиримую позицию, то России следовало бы прекратить поставки в эту страну. Сдавать позиции в геополитическом противостоянии нельзя.
К слову, 16 апреля транзит газа через Украину был равен всего лишь 55,2 млн кубометров. В это же время в первых числах апреля объем транзита устойчиво превышал 100 млн кубометров в сутки. Значит ли это, что Газпром перестал прокачивать газ тем компаниям, которые наотрез отказались от оплаты газа в рублях? Выводы такие делать пока что рано. Станет понятно чуть позже.
Также во всей этой истории есть ещё один нюанс. Скорее всего, в ближайшее время мы увидим массовое повторение «украинского» опыта. Когда фактически российский газ шел реверсом из Венгрии и Словакии. Нельзя исключать вариант, при котором для сохранения своего лица ряд европейских государств будет прогонять русский газ через ту же Венгрию или, например, Сербию.
В общем, данное противостояние является чрезвычайно важным. В том случае, если европейские государства откажутся платить по предложенной Россией схеме, необходимо обрубать поставки газа. Кризис и падение европейской экономики в наших же интересах. Да, потери понесут все. Но чем слабее Европа, тем сильнее Юго-Восточная Азия. Тем больше возможностей появляется у России.
Да, намеренно ослаблять европейскую экономику — это непредсказуемая и рискованная игра. Но иных вариантов у нас нет.