Оружие для Украины: Запад зарабатывает трижды на крови
Военно-техническая помощь западных партнёров Украины началась задолго до 24 февраля 2022 года. С началом российской специальной военной операции она резко выросла по всем параметрам. При этом Запад, ранее не замеченный в благотворительности, решает сугубо свои меркантильные задачи.
Во-первых, НАТО облегчает своим новым членам переход на стандарты западных вооружений. Этот процесс сдерживал фактор скромных возможностей «молодых демократий» — бывших членов «Организации Варшавского договора». Будучи членами ОВД (1955-1991), Албания, Болгария, Чехословакия, Германия (Германская Демократическая Республика), Венгрия, Польша и Румыния накопили огромное количество вооружений – от стрелкового оружия до тяжёлого наступательного и высокотехнологичного оборонного.
Стандарты ОВД, явленные не только в калибрах боеприпасов, требуют перевооружения. Следовательно, от старых запасов необходимо избавиться – одно только их хранение требует расходов. Платежеспособных покупателей в мире не так уж много. То, что не удалось продать в Африку, Азию и Латинскую Америку, теперь возможно продать Украине.
Бесплатно расставаться с советскими образцами вооружений, боеприпасами и прочим имуществом, очевидно, не желают ни Польша, ни Словакия, ни Чехия, ни другие бывшие члены ОВД. В частности, Словакия запросила у США поставки четырёх противовоздушных батарей Patriot последней модификации взамен на передачу Украине советского зенитно-ракетного комплекса С-300 1987 года выпуска. Об успешном обмене в начале апреля сообщил министр обороны Словакии Ярослав Надь и премьер-министр Эдуард Хегер.
Во-вторых, НАТО решает проблему утилизация просроченных боеприпасов. Процесс непростой, опасный, финансово ёмкий. Американцы отчасти решили проблему во время войн (официально — спецопераций) в Югославии, Ираке, Ливии, Афганистане и ряде локальных конфликтов. Теперь они же и их партнёры из Евросоюза увидели шанс сэкономить на сбыте своего утиля на Украину.
В январе британские ВВС семью рейсами доставили на Украину 1260 противотанковых ракетных комплексов NLAW шведско-британского производства. Серийно этот одноразовый ПТРК по заказу британского минобороны производится с 2008 года, пополняя армейские склады. Срок годности изделия составляет 20 лет. После 24 февраля были новые поставки, и каждый раз в накладных фигурировали ПТРК с истекающим сроком годности. Британия прилично сэкономила на утилизации одних только NLAW.
Любопытно, что этот самый современный западный образец вооружений в условиях реального боя оказался не самым лучшим. На днях под Славянском российский Т-72Б3 выдержал три попадания британского NLAW или более мощного Javelin производства США. После этого танк своим ходом вернулся на ремонт, о чём сообщили многие издания.
В пользу британского ПТРК, однако, говорит простота обучения и применения, а также вес, габариты и стоимость – существенно ниже, чем у американского Javelin ($40 тыс. против $50-80 тыс. за выстрел). Кстати, США поставляют на Украину свои «Джавелины» в 16-летнем возрасте при том, что производитель установил 10-летгний срок годности для выстрела.
Более бюджетные варианты для городского боя – это российские образцы и советские РПГ-7, выстрелов к которым Украина не производит. Их производит Болгария для импортируемых с 2015 года сотен гранатомётов PSRL – модернизированных версий советских РПГ-7 от компании Airtronic (США). Поставки более современных образцов идут также из Германии (Panzerfaust 3, Matador), Швеции (АТ4 и Carl Gustaf), США (FGM-148 Javelin и SMAW-D) и многих других стран.
Ещё один широко известный случай «помощи» Украине от той же Британии – поставки списанных броневиков AT105 Saxon. С 1970-х они применялись для разгона демонстрантов в городах. В 1990-х «Саксоны» плохо зарекомендовали себя во время войны (спецоперации) в Югославии. После госпереворота 2014 года новые власти Украины оправдали растрату бюджетных средств на импорт 75 списанных в 2008 году британцами броневиков тем, что они стоят несопоставимо дешевле современных образцов и на первое время такой антиквариат будет годен в «Зоне АТО» (то есть в реальных боевых действиях на Донбассе).
Впоследствии украинский ВПК освоил выпуск своих образцов на базе белорусского МАЗ, и весьма неплохих по отзывам — в том числе задействованных в СВО чеченских подразделений. Однако зарубежные поставки бронетехники на Украину продолжаются. В апреле Австралия через Польшу передала Украине 20 бронетранспортёров Bushmaster на $38 млн (один списанный Saxon обошёлся, по официальным данным, в $50 тыс.).
Чехия разгрузила свои склады от советских Т-72 и БМП-1. Киев уже отчитался об их получении, а ВКС РФ – об уничтожении по крайней мере части «помощи» на железнодорожных узлах. Прага, как и Братислава, сбывает свой утиль на Украине под запросы поставок новой техники из США, ФРГ и других старших братьев по оружию Североатлантического альянса. При этом, как выяснилось, чешская (чехословацкая) техника на ходу, но требует ремонта и оснащения системами наведения. Работы может выполнить Польша, однако дальномеры, гиростабилизаторы и прочее для этой техники сегодня делает только Россия.
Польша отличилась не только тем, что запросила деньги на модернизацию чешской бронетехники для Украины. До этого она получила деньги Вашингтона и Брюсселя на содержание украинских беженцев. Варшава не оправдала бы своё реноме, если бы не попыталась в истории украинского конфликта одним выстрелом больше одного зайца.
Варшава поставила украинским военным ПЗРК «Пёрун» (Piorun) – неудачную попытку модернизации советской переносной зенитной ракеты «Стрела» («Гром» в лицензионной версии). Минобороны Польши забраковало разработку местной фирмы, допустившей конструктивные просчёты, из-за которых боезаряд взрывался на старте.
После доработки партия польских ПЗРК отправилась со складов на Украину, а взамен польское правительство попросило США поставить современные западные образцы вооружений. Таким образом, Польша сбывает продукцию времён СССР, свой собственный постсоциалистический утиль, зарабатывает на «помощи Украине» и решает проблему переоснащения своей армии за западный счёт.
В-третьих, западные корпорации – производители оружия и амуниции стандартов НАТО, получают новые контракты с огромной маржой. Так, например, по данным американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), США отправили на Украину 7 тыс. систем Javelin – треть находившихся в запасах Пентагона. На пополнение арсенала потребуется не менее трёх лет.
В предвкушении новых заказов находятся не только производители ПТРК и ПЗРК, но также другого оружия, боеприпасов, оборудования и техники – военного и двойного назначения, медикаментов многого другого, закупаемого Пентагоном. ЦРУ и другие спецслужбы тоже не в накладе – они сохраняют и расширяют штат, а заодно и финансирование. Аналогично обстоят дела в Британии, Канаде и многих других государствах пресловутого «коллективного Запада».
Сент США принял, а президент Джозеф Байден 6 апреля подписал закон «Ukraine Democracy Defense Lend-Lease Act of 2022». Документ позволяет президенту без согласований с парламентом решать вопросы военных поставок на Украину, стоимость которых уже приблизилась к $3 млрд. (отправленное и запланированное к отправке).
Только за начала апреля Пентагон отчитался об отправке на Украину оружия, оборудования и прочего для военных нужд на $300 млн (Javelin, Stinger, дроны-камикадзе Switchblade и многое другое). По словам официального представителя Белого дома Джен Псаки, США с союзниками намерены поставить Украине противотанковых систем в соотношении 90 на каждый российский танк.
Очевидно, не всё дойдёт до получателя. Так, 16 апреля официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков сообщил: «Российскими средствами противовоздушной обороны в районе Одессы сбит в воздухе украинский военно-транспортный самолет, доставлявший крупную партию вооружения, поставленного Украине западными странами».
Несмотря на потери, Запад будет наращивать милитаризацию Украины. Еврокомиссар Жозеп Боррель 7 апреля в Киеве заявил: «Эта война должна быть выиграна на поле боя». По его словам, Евросоюз помог украинским партнёрам военными поставками на 500 млн. евро. После этого, 11 апреля в Люксембурге тот же еврокомиссар подтвердил позицию союза: «Да, войны выигрывают или проигрывают на поле боя».
Таким образом, ЕС и США отказались от имитации дипломатического или любого иного решения проблемы, кроме как военного. Цель военной помощи Украине, равно как и наращивание военного присутствия у в Польше и Литве – близ границ Союзного государства России и Белоруссии, совершенствование военной инфраструктуры, усиление разведывательной и другой деятельности проста – максимально ослабить Россию под предлогом конфликта на Украине.
После этого Запад надеется расчленить ослабленную Россию. Американский закон «О порабощённых народах» (Public Law 86-90) никто не отменял и отменять не собирается. Согласно ему, русские якобы поработили самих себя, а также множество других народов и их фейковых образований – таких, например, как «Казакия» и «Идель-Урал».
Парламентариев и президентов США нисколько не смущает использование в своих резолюциях и законах клише нацистской пропаганды (в частности, Альфреда Розенберга). Равно как никто в США не собирается отменять принятую позже пресловутую «поправку Джексона-Веника», поводом для которой стали препятствия евреям, желавшим эмигрировать в Израиль из СССР.
Таких резолюций, законов и других актов принято великое множество. В 2022 году они отягощены пресловутыми «адскими санкциями» США и дискриминационными мерами Евросоюза. Россия навсегда останется для них врагом, вне зависимости от режима, идеологии, экономической модели и прочего.
Западу комфортно с Россией как врагом – врагом достойным во всех отношениях, на которого можно и нужно списать все свои проблемы. Против которого оправданно проводить мобилизацию, затягивать пояса своему «золотому миллиарду» и сателлитам заодно. Запад соскучился по войне с Россией, откровенно тяготился этим дефицитом после Холодной войны.
Теперь же, когда есть возможность расчленить или хотя бы сильно ослабить Россию, заработать на её обескровливании без получения цинковых гробов, при этом обогащаясь и решая целый ряд внутренних проблем – атлантистские партнёры не упустят этой возможности. Россия же стоит перед тривиальным выбором – победить или погибнуть.