Пшеница важнее «Ведьмака»: Как Netflix столкнулся с новой экономической реальностью

Пшеница важнее «Ведьмака». Как Netflix столкнулся с новой экономической реальностью

Вчера компания Netflix опубликовала свой квартальный отчёт. Он настолько не понравился инвесторам, что они принялись продавать акции компании. Как итог – падение котировок на 25% и снижение капитализации сразу на 40 млрд долларов.

Причинами столько драматического падения стали не только текущие результаты работы менеджеров, и их прогноз на ближайшее будущее. Компания потеряла 200 тыс. подписчиков – их количество сократилось впервые за 10 лет. Netflix ожидает, что в следующем квартале подписчиков станет ещё на 2 млн меньше, среди них, к слову, и 700 тыс. подписчиков из России.

Менеджеры Netflix во всём винят подорожание подписки и уход с рынка России, но реальность несколько сложнее.

Во-первых, костяк – как по численности, так и по платежеспособности – аудитории сервиса – подписчики из США и ЕС. В США ещё с прошлого года рекордные темпы инфляции, еврозону инфляция накрыла в этом году. Желание граждан сэкономить вполне естественно закономерно, что они экономят на развлечениях. Подписка на VPN для шифровки трафика с торрент-трекеров обходится дешевле платы за Netflix.

Во-вторых, Netflix настолько плотно интегрировал ЛГБТ и СЖВ повестку в свои продукты, что представить его сериал без геев и лютого феминизма крайне сложно. ЛГБТ и СЖВ вызывают раздражение не только у жителей России, но и половины граждан США – американское общество сильно расколото. Поэтому нежелание продлевать подписку на лютую дичь не должно удивлять.

В-третьих, Netflix активно наращивал подписочную базу в других странах, включая Россию. Уход из России – это минус 700 тыс. подписчиков и уже доданный от (пока что) 20 истцов коллективный иск с требованием о взыскании 60 млн рублей.

В-четвёртых, у Netflix полно конкурентов: свои стриминги есть у Amazon, HBO и Disney. И все три эти компании стоят на ногах крепче, чем Netflix: у Amazon есть свой интернет-магазин, HBO – кабельный телеканал со своей подпиской, а у Disney есть ещё десятки способов заработка денег на вполне невиртуальных развлечениях. А ещё есть Apple TV, Peacock и всякие Paramount с Hulu.

Плюс если у конкурентов есть свои киностудии (Disney, HBO), то Netflix живёт без собственного продакшна, контроль над всеми производственными этапами всегда помогает экономить.

Однако перечисленные выше причины, хоть и являются важными, но не носят фундаментального характера.

Netflix – это публичная компания, её акции котируются на бирже: биржа живёт ожиданиям, а акционеры верят в рост дивидендов.

Когда менеджмент спотыкается, акционеры начинают разбегаться. А сейчас – в условиях кризиса – ситуация такая, что если менеджмент не споткнётся, то появится ещё десяток объективных факторов, которые разочаруют акционеров.

Самый надёжный способ пережить кризис – провести обратный выкуп акций (байбек) или уйти с биржи (делистинг). Однако развлекательные корпорации стали заложниками как своей природы, так и действия менеджмента.

Для компаний по типу Netflix важно быть публичными: так легче привлекать финансирование для производства контента. Есть ещё один фактор: акционерами легко манипулировать, ведь они слабо понимают устройство индустрии развлечений. Яркий пример такого манипулирования – польская CD Projekt, которая откровенно врёт не только игрокам (их обманывали с качеством Cyberpunk 2077), так и акционерам (The Witcher III для консолей нового поколения разрабатывала питерская студия Saber, но поляки отказались с ней сотрудничать и теперь им нечего продавать в текущем году).

Не стоит сбрасывать ещё и фактор большого финансового пузыря, который надули на биржах: спекулятивный капитал стекался в IT-компании, а они первыми будут страдать в новой постпостиндустриальной экономике, где тонна пшеницы будет цениться куда выше, чем гипотетическая возможность посмотреть третий сезон «Ведьмака».

Впрочем, к черту Netflix – в России в последние годы сняли массу отличных сериалов. И без него есть что смотреть.