Торговое планирование Белоусова: Валюту будут использовать по назначению
На днях, готовя материал по новой реальности валютного рынка России, мы дали тезис о том, что теперь ни о каком свободном валютном рынке говорить нельзя.
Конечно, если бы ЦБ был ультралиберальным, то он пытался бы вернуть старые правила (к слову, таких шагов со стороны Банка России мы почти не видим) обращения валюты. И сделать это у них бы получилось. Правда, потери экономики было бы сложно оценить. Свободный валютный рынок в целом является деструктивным для русской экономики, а в нынешних условиях — тем более.
Также пару дней назад мы написали, что государство должно управлять валютой для ее эффективного использования. То есть, отдать приоритет закупке критически важного оборудования, технологий, найма специалистов и так далее.
В целом, именно так сейчас и происходит.
Правительство России определило перечень критически важных товаров, которые подлежат упрощенному импорту. Вопросом занимается первый вице-премьер Андрей Белоусов.
В список попадает огромное количество номенклатуры. Например, это оборудование для ТЭК, комплектующие для авиапрома и судостроения, газовые и паровые турбины, контейнеры, а также оборудование для IT-отрасли.
То есть, именно то, что мы должны были закупать в приоритетном порядке всегда. Вместо этого огромное количество валюты у нас использовалось для спекуляций, а также выводилось за границу.
Разумеется, импорт оборудования, даже если он будет идеально отлажен, не должен мешать программе импортозамещения. Тем не менее, критический импорт важен всегда. Хотя бы с целью привлечения новых технологий.
Итак, как правительство планирует стимулировать критический импорт.
Первое. Для товаров, вошедших в соответствующий список, будут отменены импортные пошлины, а также будет по максимуму упрощен документооборот.
Но главное — то, что импортеры смогут пользоваться масштабными субсидиями и кредитами. Причем финансовое обслуживание будет происходить не только в рублях, но и в валюте.
Таким образом, правительство в условиях сохраняющихся валютных ограничений формирует мощный финансовый кулак. Валюта будет расходоваться конкретно по назначению. Так, как она и должна использоваться.
Еще раз повторим, что евродоллары нужны исключительно для проведения внешнеторговых операций. Никаких спекуляций, использование их в качестве хранения и т.д. не имеет никакого смысла. Увы, но в предыдущие десятилетия основные валютные потоки направлялись именно в финансовый, а не в реальный сектор экономики.
Также важен курс, по которому правительство будет предоставлять валюту импортерам. И здесь, на наш взгляд, необходимо диверсифицировать подход. Если закупками будут заниматься частные компании, то им валюта должна выдаваться по курсу ЦБ. Нынешний курс (75-80) является вполне эффективным.
Однако, если закупками будет заниматься непосредственно государство, то оно должно рассчитываться по заниженному курсу доллара и евро. Например, по эквиваленту в 40 или 60 рублей. Да, это антилиберальный подход. В первую очередь потому, что определяет иностранную валюту не в качестве платежного инструмента, а в качестве товара обмена.
А если у того или иного лица (в т.ч. у государства) имеется в собственности товар (в нашем случае — иностранная валюта), то оно может им распоряжаться так, как хочет. И задачей ЦБ здесь будет являться установление различных курсов.
Да, подобная практика имеет ряд побочных эффектов. Например, может активизироваться черный рынок (что, например, имеется в Иране) или же будут происходить манипуляции с курсом. Но, во-первых, эффект для экономики в результате двойного курса превосходит ущерб от вышеописанных действий. Во-вторых, этот вопрос лежит уже совершенно в иной плоскости. А, именно, в способности государства бороться с нелегальными операциями.
В целом мы видим, что правительство движется в правильном направлении. Курс задан верный. Главное — отладить механизмы, с чем, в общем-то, пока имеются проблемы.