Анапа, первый штурм османской крепости Армией России 22 июня 1791 г
Великий граф Александр Суворов вместе с его бывалыми богатырями-суворовцами шёл на подмогу к графу Гудовичу, командующему Кавказской линией. Гудович стоял в это время под Измаилом и пришедшие храбрые воины умножили его силу, Измаил был взят и в 1791 году Суворов с Гудовичем обернули свой взор на Анапу.
Анапа являлась крупнейшей турецкой крепостью на Чёрном море и крупнейшим рабовладельческим рынком в мире. Государственный бюджет Порты во многом зависел от работорговли, поэтому нападения на российские рубежи и Кавказ происходили регулярно. По оценкам историков в год около 30 000 захваченных людей уводилось в результате набегов османов только из одной России.
Англия, Франция и Германия помогали вооружением и инструкторами, французские инженеры строили и укрепляли турецкие крепости, немецкие офицеры обучали войска ведению боевых действий, даже Польша помогала продовольствием и снаряжением османским работорговцам. В Анапе так-же собирались псевдо-имамы, которые религией прикрывали работорговлю и всеми силами старались сохранить прежний работорговый режим. Западные державы, как и сегодня — помогали всякому работорговому режиму.
Горцы ненавидели рабство, если некоторые черкесские князья и чеченские старейшины оступились, то народ всецело был на стороне России, ведь на турецком рынке женщины горянки, черкешенки и красивые чеченки — очень ценились и за них работорговцы платили большую цену. Горцы помогали Армии России искоренить работорговый режим Порты на Кавказе.
Суворов и Гудович понимали, что Анапа будет помощнее Измаила, посему группировку собирали основательно. Граф отправил черкесских разведчиков и узнал всё о состояние дел в крепости, её слабые и сильные стороны. Суворовская тактика не любила долгих промедлений, пока разведывалась обстановка в Анапе, с Кавказской линии уже подтягивались войска Армии России и горцев, которые вливались а российские ряды для освобождения своих женщин из турецкого рабства.
Анапу охраняло 15 тыс. лучших бойцов Порты, при этом они имели поддержку горцев, предавших свой народ и помогавших работорговцам. Псевдоимамы пели им песни, будто они помогая работорговле делают хорошее дело. К тому-же с моря ещё могло подойти мощное подкрепление со стороны турецкого флота.
Российские войска насчитывали:
- 15 пехотных батальонов
- 3 тысячи отобранных линейных егерей
- 54 кавалерийских эскадрона
- 1 полк терских казаков
- 1 полк гребенских казаков (жили в горах, отсюда и название)
- 1 полк чеченских, осетинских и кабардинских джигитов, которых привели терцы и гребенцы
- 50 артиллерийских орудий
Руководя такой силой, да ещё и бесстрашными бойцами-суворовцами, граф Гудович всё правильно рассчитал, удар должен быть быстрым, чтобы не успели подтянуться корабли и горцы, помощники турецких работорговцев.
16 июня 1791 года войска подошли к Анапе и приступили к бомбардировке стен работорговой крепости, где находился крупнейший в мире работорговый рынок. Да вот только ядра не приносили большого вреда, французские инженеры постарались на славу. Порта сразу получила извещение о штурме и турецкая армада уже двигалась к крепости на помощь. Пришлось отложить мысли об осаде и готовить штурм.
Гудович был как Суворов, он ходил между солдатами, кушал с ними из одного котелка у костра, спал под открытым небом укрывшись мешковиной, поэтому солдаты очень любили своего командира. Бойцы по словам офицеров настроились на решительный бой, вдохновленные суворовцами и Гудовичем они готовились взять крепость и покрыть себя славой в бою, чего бы это не стоило. перед штурмом солдаты придумали специальный клятвенный обряд наподобие братания, где брали на себя обязательство "Ни шагну назад". Солдаты и горцы хотели истребить работорговлю и Анапа с её рынком невольников была обречена.
29 июня ночью вся артиллерийская батарея приступила к подготовительной бомбардировке стен крепости, пытаясь пробить пролом. А в это время большая колонна отделилась от основных сил и тихо двинулась в горы, это блистательный генерал Загряжский двигался на перерез черкесам Оправдывая свою фамилию, генерал получил приказание задержать скопища горцев, которые могли прийти на помощь работорговцем и ударить в тыл с гор.
Английские артиллерийские орудия с крепостных стен не умолкали несколько часов, как и российские орудия и можно представить, что это был за грохот, вся крепость как бы была объята огненным кольцом, но вдруг российские пушки разом остановили обстрел.
И тут сквозь дым и пламя раздался грозный крик "Ура", это бойцы генералов Милорадовича и Булгакова ведут своих разъярённых солдат к крепостным стенам. Действуя чётко и слаженно, штурмовые колонны прилаживают лестницы к стенам "по-измаильски" и вот закипела ожесточенная схватка, перекинувшаяся на стены. Солдаты говорили, что битва была отчаянной и с остервенением, так раньше называли боевой раж уво время рукопашной.
В стремительной схватке на стенах русские войска начали напирать, противник не мог сдержать натиск и вот уже громкое "Ура" раздаётся внутри крепости, к лестницам подтягиваются новые штурмовые отряды, а в это время первые две группы Милорадовича и Булгакова уже вели бой на улицах крепости и были окружены, но в этот миг бойцы генерала Шица подоспели им на помощь.
Тут появились большие скопления янычар, часть команды Шица попала под обстрел и залегла под огнём, в это время другая часть атакующих успела прийти на помощь, но ситуация была критической. В этот самый момент бойцы штурмовой группы из последних сил смогли открыть ворота, которые распахнулись.
Гудович моментально воспользовался ситуацией и по примеру Суворова бросил в бой кавалерию на окопы, за ними солдат с прилаженными штыками. Все 4 полка драгун, разбившись на эскадроны бешено ринулись в бой, вместе с ними конные егеря подобрались поближе к неприятелю и открыли губительный огонь.
Несясь под дождём из свинца будто-бы не замечая его, лихие друганы ворвались в крепость, но их ждали большие завалы, драгуны спешились и ринулись через завалы пешим боем, приготовив палаши и пики с мушкетами. В это время бойцы генерала Шица оправились и перестроились, ринувшись на помощь спешившимся драгунам.
Вдруг вдалеке зазвучали горны атаки, это начал дело генерал Загряжский, отправленный наперерез горцам, которые шли на помощь работорговцам.
10 тысяч передовых черкесов должны были смести отряд генерала, но перед русскими войсками выехали два полка: терцы и гребенцы, усиленные кунаками-горцами, они выстроились в линию, попрощались с братьями по оружию и бесстрашно ринулись на атакующие огромные силы.
Как это могло произойти — до сих пор остаётся загадкой, как могла относительно маленькая горстка терцев, гребенцов и горцев остановить огромное нападение. Завязалась битва и казаки с кунаками всех восхитили своей доблестью, об этом потом много было сказано. Пока казаки собой закрыли войска от атаки, пехота уже обходила атакующих с флангов и ударила со всей стремительностью. Гудович потом был изумлён, как они могли выдержать, сказав "Отменно храбрые казаки ни шагу не подались назад".
В это время новая волна черкесов-помощников работорговцев подступила с гор и скатилась на Загряжского, но в Анапе в этот момент уже всё было решено и к генералу спешили высвободившееся драгуны. Дешайтанизация работорговцев происходила жёстко, от анапского гарнизона в живых осталось всего 150 человек. А помните, как они торговали невольниками?
Во время штурма Анапы османы потеряли 8 тыс. войска, остальные были разбиты на берегу моря, так и не сумев уйти на лодках. В плен не брали.
Войска Российской империи тоже понесли серьезные потери, оставив на поле боя 93 офицера и около 4 тыс. солдат.
Вдруг в море зазвучали выстрелы, это подходила турецкая эскадра, османы не знали, что Анапа уже пала и отправили ночью десант, с которым тут-же расправились русские войска, ожидавшие их на берегу в засаде. После того, как 200 турецких солдат исчезли, их адмирал понял, что город Анапа больше не принадлежит Турции и затрубил отход, не зная реального положения дел.
Мало того, турецкие войска даже покинули крепость Суджук-Кале, откуда в Анапу для Османской империи ежегодно отправляли около 12 тыс. невольников, захваченных в разных местах. Женщины горцев очень ценились на турецких рабовладельческих рынках, поэтому горцы не щадили работорговцев, с этим и связано полное уничтожение анапского гарнизона — гнезда работорговцев.
Самый крупный работорговый рынок в мире был стёрт с лица земли, крепость была разрушена, Армия России не могла удержать пока этот район и вынуждено отходила. Иностранные державы вновь начнут помогать Порте строить крепость, и вновь оттуда будут готовится нападения османов на Кавказ и Россию, поэтому требовалось лишить работорговцев государственности окончательно, но это уже совсем другая история.
Спасибо, что прочитали статью, поделитесь пожалуйста в соц.сетях, чтобы больше людей могло узнать своё героическое прошлое, пишите свои комментарии.
Помни, гордись!