Разгром 50 тыс. отряда османского главнокомандующего Батал-Паши у реки Тохтамыш на Кубани в 1790 г
В прежние времена, когда османская Порта получала существенную поддержку от Англии, Франции и Германии, иностранными державами вливались огромные финансовые средства на то, чтобы в СМИ представить армию Российской Империи как вторгшуюся в владения вольных работорговцев, будто начала она мешать им проводить их набеги, которыми они занимались сотни лет со времён Золотой орды.
Деньги шли в основном на вооружение, в 1789 году в турецкой Порте был сформирован мощный отряд, который должен был при поддержке крепостей Суджук и Анапа начать мощную экспансию на Кавказ, чтобы проводить нападения на российские крепости и города. Стоит отметить, что государственный бюджет Османской империи строился в том числе на работорговле и составлял важнейшую участь, поэтому потерять этот источник финансовых средств в Турции просто не могли.
Главнокомандующим армией Порты назначен Батал-Паша, турецкий сераскир, который намеревался поднять против России горские племена и даже Волгу, серьёзные были планы. Некоторые черкесские князья предали свой народ и встали на службу османским работорговцам, на них то и рассчитывал турецкий командир. Османы к тому-же прикрывались религией и оправдывали существование работорговых рынков.
В то время в турецкой крепости Анапа находился самый большой рабовладельческий рынок в мире, снести с лица земли эту крепость — это был единственный выход, но это будет намного позже. В начале предстояло разобраться с Батал-Пашой, который после всех соединений набрал в общей сложности около 50 тыс. солдат под свои знамёна.
Линейный генерал Герман знал заранее о выдвижении Батал-Паши, на подмогу уже спешили силы с соседних укреплений и подтянулся отряд бригадира Беервица, у русского генерала оказалась группировка из 3 600 конных и пеших бойцов при 6 артиллерийских орудиях.
Лучшие французские инженеры укрепляли турецкие крепости, а английские артиллерийские орудия давали османам хорошие козыри. Российская группировка по древней традиции решила атаковать первой. Малый отряд 3600 человек, против 40 тыс. турецкой армии, усиленной 10 тыс. горцами, не пожелавшими отказаться от работорговли — никто не ожидал, что русский отряд ударит первым.
Вот такая была ситуация, а как бы вы поступили на месте генерала Германа? Держать оборону против такой массы — итог известен заранее.
Войска встретились 30 сентября 1790 года у реки Тохтамыш, это один из притоков реки Кубань, сражение впоследствии назовут Тохтамышское, оно станет известно на всю Россию.
Первыми на передний край пошли солдаты майора князя Орбелиани, 700 отважных конников и пехотинцев. При двух орудиях они должны были встать стеной на возвышенностях и получили приказ стоять до последнего, даже если все полягут, вот такой готовился бой! Ситуация была критической, противник превышал численностью более, чем в 10 раз. Герман отдавал приказание стоять до последнего в расчёте на спешащий на помощь отряд генерала Булгакова, но тут пришло донесение, что Булгаков до ночи задержится в боях в дороге.
Передовые линии османов подошли, развернули 30 орудий и приступили к обстрелу позиций, вокруг гор Тохтамыша всё было усеяно османской армией, как говорили очевидцы. Российские войска создали видимый эффект на батарее майора Офросимова, будто там не одна батарея, а большое скопление, турецкие орудия весь огонь сконцентрировали на них.
Генерал Герман видел, что майор с отрядом в опасности и послал срочный приказ на отход, но тут произошло чудо, Офросимов отказался отступать, передав свои извинения, сказал что будет на позициях до конца, как и князь Орбелиани, вот такие это были люди! Мало того, майор так разошёлся, что начал потихоньку пробивать турецкую артиллерию. Генерал Герман не поверил своим глазам, отказавшийся отступить майор Офросимов навёл такого шороху в батарее неприятеля, что османская батарея стала затихать и откатываться, Батал-Паша бросил на единственную батарею конницу черкесов, служивших турецким работорговцам.
Черкесы переправились на тот берег и начали обскакивать отряд майора, но тут на них галопом выскочили драгуны полковника Буткевича, вместе с ними бок-о-бок с диким криком скакали казаки, горцы и черкесы, которые боролись за освобождение своей земли от турецкой работорговли.
Все прекрасно знают, что в Османской империи черкешенки на рабовладельческом рынке очень ценились, но некоторые местные всё-равно помогали турецким работорговцам и платили им дань женщинами и мужчинами, чтобы Порта могла функционировать. К тому-же турецкие псевдоимамы оправдывали работорговлю, говорили, что это так дескать угодно, за это они теряли одну крепость за другой, это тоже видимо было угодно.
Драгуны Буткевича и горцы бешеным галопом в мгновение ока обезвредили черкесскую кавалерию турецкий армии, османские помощники ринулись отступать и прямо на свою подходящую пехоту, внеся огромную сумятицу в её ряды. Герман словно орёл наблюдал за боем и моментально бросил в атаку все имеющиеся силы, воспользовавшись одним единственным моментом.
Блистательный полковник Муханов со своими драгунами врубился в самую гущу неприятеля, османские пехотинцы дрогнули, а над Тохтамышем разнеслось грозное "Ура", это вслед за драгунами на османов бегом бежали разъярённые русские пехотинцы, ощетинившись штыками.
В это время конные егеря бригадира Беервица прискакали в саму гущу боя и открыли губительный огонь по противнику, создавая в их рядах панику. В линейные егеря брали только самых метких стрелков, просто так туда попасть было невозможно.
Тут-же с левого фланга ударил полковник Чемоданов, горны горстки атакующих громко звучали, простираясь эхом в округе. Пока бойцы полковника начали продвижение сквозь вражескую пехоту, с центра командир Матцен кинул в бой свои силы.
Вдруг раздалось громкое гиканье, необычно звучавшее для здешних мест, на мгновение отвлёкшее всех сражающихся, все повернулись глянуть, это шёл отряд специального назначения донцов, усиленных терцами, под командованием самого молодого 18-летнего атамана в России войскового старшины Луковкина. Атаманом он стал за свою силу и ловкость, а в будущем он будет героем войны с Наполеоновцами. Задача специальной группы отчаянных казаков на великолепных арабских скакунах — была ударом по центру принятия решений, турецкому главнокомандующему Батал-Паше.
И тут произошло невообразимое, турецкие войска дрогнули и побежали, бросив своего командира. Группа Луковкина налетела на Баталъ-Пашиевых янычар словно коршуны и 18-летний юноша атаман старшина Луковкин лично захватил турецкого командующего армией Батал-Пашу!
Запомните этот бой, историки Царской России называли его "Чудом", 3600 отважных бойцов смогли выстоять и обратили в бегство 50 000 солдат Батал-Паши. Вы представляете какой это было победой? Захваченным пленным не повезло, у армии России не было сил с средств держать их, согласно военного времени. Дешайтанизация работорговцев шла жёстко, черкесские посёлки, в случае нахождения мест для хранения невольников и клетки для рабов — такие поселения стирались с лица земли, а жителей выселяли восвояси, наторговались, хватит. В Англии и европейских СМИ писали, что Россия дескать мешает вольным людям вволю торговать невольниками, а чем сегодня ситуация отличается?
Вся боевая казна, амуниция, артиллерия, вооружение, лошади османской группировки, шатры, обозы — они всё бросили, чтобы убежать восвояси.
Но это ещё не всё, подоспевшие подкрепления Армии России со свежими силами начали преследование, остатки турецкой армии были быстро ликвидированы, не имея средств к обороне. Османы пришли за невольниками, а теперь еле уносили ноги. В России турецкие работорговцы путём набегов захватывали около 30 тысяч жителей в год для продажи на рынке в Анапе, вдумайтесь в эти цифры и надо ли было лишать государственности поселения работорговцев, где в каждом доме был зиндан?
Вот такая история друзья, а чтобы увековечить это событие, на месте этого грандиозного по своей отваге сражения была основана станица Баталпашинская. Граф де-Бельмен, командующий войсками Кавказской линии подписал это постановление даже не задумываясь.
Помни, гордись!
Ставьте лайк, если понравился рассказ, делитесь в соц.сетях для обсуждения.