Не хочет брать ответственность: Набиуллина отказывается от проектной эмиссии

Не хочет брать ответственность. Набиуллина отказывается от проектной эмиссии

Еще одним интересным моментом выступления Эльвиры Набиуллиной в Государственной Думе является вопрос организации проектной эмиссии. С технической точки зрения сделать это элементарно. Особенно в контексте запуска цифрового рубля. Тем не менее, позиция Набиуллиной категорична: Банк России не будет проводить проектную эмиссию

Основных аргументов, которые приводит Набиуллина, два. Во-первых, она считает, что Центробанк не должен финансировать реальный сектор экономики, поскольку это прерогатива правительства. Здесь речь идет не только о проектной эмиссии, но и о обеспечении низких процентных ставок по кредитам для ключевых отраслей.

Позиция Набиуллиной заключается в том, что правительство должно определять соответствующие отрасли, разрабатывать программы и субсидировать процентные ставки по кредитам.

Здесь Набиуллину, наверное, можно понять. Сейчас у правительства в виду фактической отмены бюджетного правила имеется достаточное количество финансовых ресурсов. В этом году дополнительные доходы можно оценить в 5-7 трлн рублей. Такая ситуация будет, как минимум, в 2022 и 2023 году.

То есть, правительство имеет возможность без активного вмешательства Центробанка вложить в экономику столько средств, сколько необходимо. Главное, чтобы ЦБ здесь не мешал, вытаскивая из экономики денежную массу. Тогда толка не будет никакого. Но, судя по всему, ведомство Набиуллиной пока что не собирается этого делать.

Второй момент заключается в том, что Центробанк, действительно, не имеет возможности управлять реальным сектором экономики. Анализировать проекты развития, которые нужно профинансировать, — это не дело ЦБ. Банк России не может эффективно оценить, какой проект, действительно, необходим. Этим должно заниматься правительство. А, точнее, профильные министерства.

Однако Центробанк в этом случае должен заявить, что он готов рассматривать соответствующие проекты под целевую эмиссию. Провести отбор и подготовить соответствующий список должно правительство (в лице Минэка), а задача ЦБ — организовать проектную эмиссию. Естественно, согласовав ее параметры. Однако за результат их реализации ответственность несет уже не ЦБ, а профильные министерства и Министерство экономического развития.

Вот это была бы здравая позиция. А, категорично открещиваясь от целевой эмиссии, Банк России просто не хочет брать на себя ответственность за его результат. Но ответственность, естественно, можно распределить.

И второй момент. Набиуллина упорно твердит про инфляцию, которая может образоваться в результате проектной эмиссии. Но это не соответствует действительности. Эмиссия проводится конкретно под инвестиционные задачи. Валютная и зарплатная составляющая того или иного проекта не учитывается.

Более того, внедрение цифрового рубля позволяет организовать эмиссию так, чтобы ни один рубль не ушел не по назначению. О чем, в общем-то, и сказали Набиуллиной. Однако ни одного здравого аргумента от председателя ЦБ не последовало. Набиуллина в очередной раз проговорила, что любая эмиссия ведет к инфляции. Напомним, пару лет назад ЦБ напечатал около 500 млрд рублей для спасения банка «Открытие». Наверное, тогда «инфляционный» аргумент на время решили забыть.

В общем, по вопросу проектной эмиссии конкретных подвижек нет. Тем не менее, вопрос стал реально рассматриваться и актуализироваться. На наш взгляд, с внедрением цифрового рубля проект все-таки начнет реализовываться. Хотя бы в тестовом виде.