Путин поставил жирную точку. Эпоха либерального монетаризма завершена
Времена либерального монетаризма подошли к концу. Теперь об этом можно сказать со всей уверенностью. Президент Владимир Путин, выступая на совещании с членами правительства и руководством Центрального банка, анонсировал резкое увеличение степени монетизации отечественной экономики, указал на необходимость повышения её ликвидности. Сейчас она составляет лишь 52%, в то время как необходимо иметь монетизацию в районе 70-80% как минимум. Кроме того, вполне вероятно, что правительство и ЦБ всё же объединят свои усилия для интенсификации экономического роста.
Президент России Владимир Путин провёл совещание по экономическим вопросам с членами правительства. Полной стенограммы опубликовано не было, только выдержки, однако даже они дают понять, что в стране начинают запускаться процессы, которые коренным образом изменят положение дел в национальном хозяйстве. Не зря председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина на днях заговорила про «структурные изменения» в самом ближайшем будущем.
Долго ждали и дождались
Важнейшая новация – отход от основополагающего либерального принципа «высушивания» отечественной экономики. Как известно, стараниями главного финансового регулятора происходило искусственное сжатие ликвидности. Теперь этого делать не будут. Как минимум мы видим отказ от бюджетного правила – изымать средства из экономики перестанут. Премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что по итогам 2022 года федеральный бюджет не будет профицитным, все деньги потратят.
Что касается бюджета, я знаю о дискуссиях, которые идут между Центральным банком и правительством, тем не менее в условиях объективного спада кредитования, конечно, бюджет должен активно поддержать экономику, насыщать экономику финансовыми ресурсами, поддерживать её ликвидность. Возможности для этого есть. Конечно, нужно действовать аккуратно, мы с министром говорим об этом постоянно, – сказал русский лидер собравшимся.
Как видим, Владимир Владимирович почти прямым текстом выразил поддержку государственникам в экономическом блоке, указав на жизненную необходимость повышения степени ликвидности. Кстати говоря, реализовывать прежнюю схему было бы в теории возможно. За первый квартал 2022 года получен профицит в 1,1 триллиона рублей за счёт сверхдоходов от продажи нефти и природного газа. Не составило бы никакого труда приобрести на них золото или юани. Но этого не стали делать – и совершенно правильно, не то время. Золото покупать вообще нет смысла – этот ликвидный актив и так есть в экономике.
Не обошёл вниманием глава государства и тему кредитования.
Сейчас крайне важно поддержать внутренний спрос, избежать его избыточного сжатия. Нужно действовать как по линии бюджетной системы, так и обеспечивать большую доступность кредитных ресурсов для бизнеса. Это сфера деятельности Центрального банка. ЦБ уже приступил к снижению ключевой ставки, что в дальнейшем, конечно, будет удешевлять и кредиты в экономике, – заявил президент.
Расшифруем для тех, кому эти слова мало о чём говорят. Центральный банк перестаёт быть «независимым» органом. Как известно, синхронизация политики как в области спроса, так и в области предложения не проводилась до последнего времени. Это лицемерно объясняли тем, что, дескать, в соответствии с законодательством ЦБ проводит самостоятельный курс (правда, по методичкам МВФ, но про это как-то умалчивали).
Вообще, поводов для оптимизма хватает. Взять хотя бы выступление Эльвиры Набиуллиной в Государственной думе, где она заявила, что таргетирование инфляции больше не является главной целью ЦБ.
Банк России не собирается любыми методами возвращать инфляцию к цели. Это помешало бы адаптироваться бизнесу, для которого восстановление поставок необходимых импортных компонентов стало сложнее и дороже, что неизбежно отразится на конечной цене продукции. Поэтому инфляция будет выше цели, и нужно понимать, что это будет во многом связано не с высоким спросом, а именно с ограничениями на стороне предложения товара, – сказала Эльвира Сахипзадовна с парламентской трибуны.
Что с того?
В краткосрочной перспективе мы вправе ожидать резкого увеличения степени монетизации русской экономики. На сегодняшний день она составляет приблизительно 50-52% к внутреннему валовому продукту, но с учётом отмены бюджетного правила данный показатель возрастёт где-то на 20% – до 70%. Напомним, степень монетизации экономики Германии – 93,3%, Соединённых Штатов Америки – 101%, Китайской Народной Республики – 242%. Семидесятипроцентная ликвидность достаточна для развития на 2022–2023 гг. Стоит отметить, что чрезмерная ликвидность так же вредна, как и недостаточная – это грозит разогревом инфляции.
Тесную кооперацию между правительством и Центробанком можно только приветствовать. Вместе с тем мы продолжим настаивать на своём: крайне необходим единый центр принятия решений, который контролировал бы работу всех ведомств, ответственных за интенсификацию экономического роста. Условно можно назвать его по аналогии с южнокорейским госпланом – Советом экономического планирования. Только централизация управления позволит совершить рывок в условиях жесточайшего санкционного давления.
источник