Руководство НАТО проявляет особую изощрённость в деле снижения безопасности России

Руководство НАТО проявляет особую изощрённость в деле снижения безопасности России

Для понимания сути происходящего необходимо обратиться к истории развития отношений сначала между СССР, а потом Россией с Североатлантическим Альянсом.

Сначала казалось, что противостояние условного Запада с условным Востоком завершилось с ничейным результатом. Такая оценка могла возникнуть после подписания 19 ноября 1990 года Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ, Договор ОВСЕ). В Договоре участвовали два блока стран – 16 стран-членов НАТО и шесть стран Организации Варшавского договора (ОВД). Договор вступил в силу 9 ноября 1992 года.

Договором предусматривалось количественные ограничения по пяти категориям обычных вооружений и техники, имеющихся у обеих групп государств. К этим категориям относились: боевые танки (по 20 тыс.); боевые бронированные машины (ББМ, по 30 тыс.); артиллерия калибром более 100 мм (20 тыс.); боевые самолеты (7,2 тыс.); ударные вертолеты (2,2 тыс.).

Договор распространялся на территорию от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря. Также были предусмотрены ограничения, в частности, по наличию вооружений на северном и южном флангах противостоящих военно-политических блоков.

Потом произошел роспуск ОВД (1 июля 1991 года) и распад СССР (26 декабря 1991 года). Принятые ранее ограничения перестали удовлетворять Россию. Основная причина – Альянс получил значительное преимущество в обычных вооружениях.

В 1994 году руководство НАТО приняло решение принимать в блок бывшие республики СССР и страны ОВД. Уже тогда было открыто заявлено (президент США Билл Клинтон), что это должно привести к отчуждению России.

Для компенсации дисбаланса впоследствии было разработано Приложение к Итоговому документу первой конференции по рассмотрению действия ДОВСЕ (Вена, 15-31 мая 1996 года), подписанное по инициативе России и вступившее в силу 15 мая 1997 года. Этим соглашением достигалось промежуточное решение проблемы фланговых ограничений ДОВСЕ.

Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора (также Основополагающий акт Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности) был подписан в Париже 27 мая 1997 года.

В контексте статьи надо учесть следующие критически важные положения. В четвертом пункте Акта говорилось, что НАТО не будет размещать ядерное оружие на территории новых членов, и не будет строить места его хранения.

Кроме того, блок обязался (подтверждал), что не будет «осуществлять свою коллективную оборону» путем «дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил». Также указывалось, что  Россия и НАТО будут работать над Соглашением об адаптации Договора об обычных вооружённых силах в Европе (АДОВСЕ) и над лимитами по вооружениям от Атлантики до Урала.

Пересмотр ДОВСЕ (АДОВСЕ без Соглашения) должен был происходить каждые пять лет, начиная с 2001 года. Международное соглашение АДОВСЕ было достигнуто 19 ноября 1999 года на стамбульском саммите ОБСЕ. Оно предусматривало лимиты размещения вооружений для каждого государства, что подразумевало обеспечение безопасности без учета принадлежности к военно-политическим союзам. Правда, если обнаруживалось «отставание», то можно было разместить технику другого государства. Но, опять же, не выше установленного уровня.

Незадолго до этого, 12 марта 1999 года, в НАТО были приняты Венгрия, Польша и Чехия. Это так называемая «четвертая волна» расширения НАТО. Дисбаланс вооружений снова усилился в пользу блока.

Потом прошла «пятая волна», самая многочисленная. В блок 29 марта 2004 года приняли семь стран – Болгарию, Латвию, Литву, Румынию, Словакию, Словению, Эстонию.

Затем были другие «волны». В шестой 1 апреля 2009 в блок вошли Албания и Хорватия. Седьмое и восьмое расширение произошло за счет Черногории (5 июня 2017 года) и Северной Македонии (27 марта 2020 года) соответственно.

Вот данные для сравнения. Квота НАТО при подписании ДОВСЕ составляла: 19096 танков, 31787 ББМ, 19529 артсистем, 7273 самолета, 2282 вертолета. К середине 2007 года у НАТО насчитывалось: 22424 танка, 36570 ББМ, 23137 артсистем, 8038 самолетов, 2509 вертолетов. Рост вполне заметен.

Ситуацию надо было исправлять. Поэтому 26 апреля 2007 года Президент России Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию заявил о возможности объявлении моратория на исполнение ДОВСЕ. Причина – страны НАТО не ратифицировали АДОВСЕ. После этого последовал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружённых силах в Европе и связанных с ним международных договоров» (13 июля 2007 года).

Дисбаланс в вооружениях продолжал увеличиваться. Для сравнения: к началу 2011 года в НАТО было 18 424 танков, 22 788 ББМ, 13 264 артсистем, 3621 самолет, 1085 вертолетов. Цифры даны без учета вооружений Албании, Латвии, Словении и Хорватии, которые не присоединились к ДОВСЕ. В Организации Договора о коллективной безопасности (Армения, Белоруссия, Россия) к тому же времени: 5239 танков, 10100 ББМ, 6138 артсистем, 1686 самолетов, 402 вертолета. Разница колоссальная.

Россия продолжала работу в Совместной консультативной группы (СКГ) по ДОВСЕ для сохранения хоть какого-либо контроля над вооружениями. Однако, видя «бессмысленность с политической и практической точек зрения» 10 марта 2015 года Российская Федерация объявила о приостановлении своего участия в заседаниях СКГ. Приостановление действия ДОВСЕ стало полным.

На протяжении всего срока переговоров западные страны саботировали российские предложения, не реагируя на увеличение численности обычных вооружений НАТО, происходящего за счет принятия новых членов. Венгрия, Польша, Словакия и Чехия уклонялись от соблюдения ограничений по численности вооружений. Латвия, Литва и Эстония вообще не стали участвовать в ДОВСЕ, что позволило им обойти все требования по ограничению. Также блок не принимал во внимание увеличение вооружений США в Болгарии и Румынии.

И, хотя ДОВСЕ был приостановлен, еще продолжал действовать Основополагающий акт Россия-НАТО. Ряд участников Акта ранее уже предприняли попытки нарушить и этот договор. Например, вопрос о неразмещении на постоянной основе «существенных боевых сил» обходился путем размещения подобных сил на ротационной основе.

Так как ротации происходят без перерывов, это автоматически становится постоянным размещением. Есть ли разница между тысячей военнослужащих с комплектом бронетанковой или авиационной техники из Великобритании в сравнении с таким же «комплектом» из США. Разницы нет, и это очевидно.

Вот, например, что говорил в середине марта 2022 года директор Департамента МИД РФ по общеевропейскому сотрудничеству Николай Кобринец: «Основополагающий акт больше не работает и российская сторона исходит из того, что усиление восточного фланга альянса ему противоречит. Вокруг термина «существенные боевые силы» натовцы на протяжении многих лет откровенно жульничают. Их дополнительные контингенты в Прибалтике и Польше формально развернуты на ротационной, а по сути, на постоянной основе и выведены на уровень полной готовности».

На Западе также предпринимались меры для расшатывания Акта и в более серьезном вопросе – ядерном. Как всегда, застрельщиками всего «позитивного» выступают США.

Американское руководство начало формировать общественное мнение по вопросу о размещении национального ядерного оружия вне установленных ранее границ еще в середине 2021 года. В мае между США и ФРГ на дипломатическом уровне развернулись споры о полезности американских ядерных авиабомб для безопасности Германии. Немцы сопротивлялись и отстаивали мнение, что в общем смысле это контрпродуктивно, так как ставит под угрозу их национальную безопасность. В какое-то время диспут стал публичным.

Посол США в Германии Ричард Греннелл 15 мая 2021 года высказался в официальном Твиттер-аккаунте так: в случае твердого отказа Германии от размещения ядерного оружия США, оно может быть размещено в Польше. После этого глава нашего МИДа Сергей Лавров заявил, что это станет прямым нарушением Основополагающего акта Россия-НАТО. Как раз той его части, где говорится о недопущении размещения ядерного оружия на территории новых членов блока.

Казалось бы, пошумели и забыли. Но все оказалось намного серьезнее.

Руководство Польши, похоже, эту идею оценило и, получив такое сильное покровительство, стало действовать более агрессивно, особенно после начала российской специальной военной операции на Украине. Так, 15 марта 2022 года, во время визита в Киев вице-премьер Польши Ярослав Качиньский заявил о необходимости ввести на Украину международный воинский миротворческий контингент. Его идею впоследствии не поддержало высшее руководство НАТО.

Но начало было положено. Позже, 22 марта 2022 года уже президент Польши Анджей Дуда после встречи с президентом Румынии в Бухаресте заявил, что Акт Россия-НАТО, по сути, перестал существовать. У альянса теперь одна обязанность — «защищать свободный мир перед Россией». Поэтому надо сформировать новую концепцию НАТО.

Сейчас активизированы мероприятия по подготовке вступления в НАТО Швеции и Финляндии. Будущее членство обсуждается на различных уровнях. По заявлениям  западных политиков, вступление этих стран в Альянс обеспечит им безопасность. Как всегда с радостью британская газета Times, ссылаясь на «источники», уточняет – Швеция и Финляндия намерены вступить в НАТО уже этим летом. Оценочно, речь идет о предстоящем в июне текущего года саммите НАТО в Мадриде. Со своей стороны Альянс готов применить процедуру укоренного принятия новых членов.

Небезызвестный пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби в начале апреля 2022 года заверил: «Планирование размещения сил США в Финляндии и Швеции на фоне разговоров о возможности вступления государств в НАТО не ведется». Но кто же такому поверит?

Можно сказать, что вопрос о вступлении Швеции в блок практически решен, так как он активно продвигается правящей Социал-демократической рабочей партией.

Дальше – значит больше. Гава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис на встрече с коллегой из Исландии 8 апреля 2022 года заявил, что Основополагающий акт больше не связывает Альянс, а новая (оборонная) стратегия НАТО будет рассмотрена во время мадридского саммита.

Ландсбергис, как видится, имел в виду пока вопросы «создания баз и  концентрации сил». Глава МИД Исландии Тордис Колбрун Рейкфьорд Гильфадоттир подтвердила, что в «целом поддерживает позицию главы литовской демократии». И тут непонятно, когда политики поднимут вопрос о ядерном оружии.

Оценочно, принятие Швеции и Финляндии в НАТО позволит в очередной раз увеличить количество обычных вооружений в северной части восточного фланга НАТО. При этом до минимума сокращается время и до максимума расширяется «оперативное» пространство для нанесения любого удара по огромному участку нашей территории, в том числе в случае применения ядерного оружия. Особое опасение вызывает снижение безопасности Калининградской и Ленинградских областей, перехода из Балтийского моря в Атлантический океан. Это уже сверхкритическое нарушение баланса.

И, как легко заметить, все опять идет по аналогии с историей Великой Отечественной войны. Финляндия вновь «нависает» над нашей северной столицей и далее над всей границей Северо-Западного федерального округа вплоть до Мурманска. Ну, что ж, как видно, задачу «отчуждения» и «сдерживания» России союзники по Альянсу пока решают успешно.

Только не они одни такие умные и бесстрашные. У нас тоже есть люди, которые на «ты» со временем. То есть умеют просчитывать ситуацию и принимать соответствующие меры для ее корректировки. Естественно, все возрастающая угроза национальной безопасности России вызвала соответствующую реакцию нашего высшего военно-политического руководства.

Вот хронология событий, связанных с обеспечением безопасности России.

О намерении России получить гарантии безопасности Президент России Владимир Путин заявил 18 ноября 2021 года на коллегии Министерства иностранных дел РФ. Дипломатам была поставлена задача – разработать и оформить документально требования  долгосрочных гарантий обеспечения нашей безопасности.

По его словам, «надо ставить вопрос о том, чтобы добиваться предоставления России серьезных долгосрочных гарантий обеспечения нашей безопасности на этом направлении, потому что так существовать и постоянно думать о том, что там завтра может произойти, Россия не может».

Тему гарантий безопасности 7 декабря 2021 года Владимир Путин обсудил с президентом США Джо Байденом на видеоконференции. Речь шла о заинтересованности России «в получении надежных гарантий, исключающих расширение НАТО на восточном направлении».

10 декабря последовало заявление МИД РФ, в котором, в частности, говорилось о необходимости активизировать обсуждение вопросов европейской безопасности.

15 декабря 2021 года МИД России передал заместителю госсекретаря США Карен Донфрид проект «Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности и проект «Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора». Документы были опубликованы на сайте МИД РФ 17 декабря 2021 года (РФ-США и РФ-НАТО).

Что касается США. В восьми статьях предлагалось:

руководствоваться принципам сотрудничества, равной и неделимой безопасности;

не использовать территорию других государств для подготовки или осуществления вооруженного нападения на Россию или США;

исключить расширение НАТО в восточном направлении;

отказаться от приема в альянс государств, ранее входивших в СССР;

отказаться от создания военных баз на территории государств, ранее входивших в СССР и не являющихся членами НАТО;

отказаться от размещения сил и средств, в том числе носителей ядерного оружия, там, где подобное размещение воспринималось бы другой стороной в качестве угрозы своей национальной безопасности;

воздержаться от деятельности различных носителей оружия вне национального воздушного пространства и территориальных вод, откуда они могут поражать цели на территории России или США;

отказаться от развертывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования а также ядерного оружия вне национальной территории.

По НАТО предлагалось:

повысить транспарентность и меры доверия в области военной деятельности, в том числе за счет возобновления работы Совета Россия-НАТО;

не рассматривать друг друга в качестве противников;

не размещать Россией и странами НАТО силы и средства на территории всех других государств Европы в дополнение к тем, которые находились там по состоянию на 27 мая 1997 года;

исключить развертывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования в районах, из которых они способны поражать цели на территории других участников;

остановить расширение НАТО за счет других стран, в том числе Украины;

отказ НАТО от любой военной деятельности на Украине и других государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии.

Ожидалось, что после изучения материалов руководством США и НАТО пройдут «серьезные переговоры». Как показало время, надежды оказались тщетными.

Во время ежегодной пресс-конференции 23 декабря 2021 года президент России Владимир Путин в ответ на соответствующий вопрос журналистки Sky News заявил: «Вы должны нам дать гарантии, вы – и немедленно, сейчас, а не забалтывать это десятилетиями».

Примечательно – в США и НАТО просили не публиковать ответы. Интересно, почему? Как же заявления о демократии и свободе? Вопросы, поднятые в документах вовсе не шуточные. Многим хотелось бы знать, что там  говорится. Договариваются ведь не отдельно взятые личности, а народы, делегировавшие им эти полномочия. А народ всегда хочет знать правду. Коллективный Запад и тут умудрился повести себя отвратительно.

Впрочем, «утечка» все-таки случилась. Отсканированные полные тексты ответов США и НАТО 2 февраля 2022 года были размещены на сайте испанской газеты El País. От США «прилетело» пять страниц, от НАТО – четыре. В общих словах – ни одно из наших предложений не стало основой для начала диалога. Если не считать сущих мелочей.

Чем вся эта история закончилась – уже известно. Впрочем, закончилась пока только история с двумя «бумажными» документами и ответами на них. Настоящая история продолжается. Вернемся к Финляндии и Швеции. Пока они рассматривают вопрос о присоединении к НАТО, наше руководство продолжает оценивать и соответствующим образом реагировать на происходящее.

Недавно заместитель председателя Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев также предупредил: «При вступлении Швеции и Финляндии в НАТО ни о каком безъядерном статусе Балтики речь идти уже не сможет. Баланс должен быть восстановлен».

Что подразумевается под этими словами? Пока неясно. Однако Владимир Путин еще раньше заявил, что в случае отказа США и НАТО рассматривать российские предложения в сфере безопасности последует военно-технический ответ, который «может быть самым разным».

Институт РУССТРАТ