Битва Армии Российской империи с персами на Шамхоре 3 сентября 1826 г освобождение Елисаветполя
Экономика России несла финансовые потери, страна ещё не восстановилась после наполеоновского нашествия и грабежа со стороны объединенной Европы и воспользовавшись этим европейские державы организовали персидских шахов для нападения на Кавказ, целью было создание напряженности на российских границах Грузии и Азербайджана, а чем сегодня ситуация отличается?
Персы вторглись без объявления претензий, неожиданно. Елисаветполь (Гянджа) был захвачен войсками Аббаса Мирзы, отступающий батальон полковника Назияки тоже был потерян полностью, все приграничные посты Армии Российской империи подверглись нападениям и были разбиты, в городах Азербайджанской области начались гонения на русских жителей, у них забирали дома и всё имущество, забирали в рабство, огромная группировка персидской армии планировала поход из захваченной части Азербайджана в Шушу и думал даже взять Дагестан.
Английские, французские, польские, немецкие интересы были сосредоточены на этом походе, помощь была от обучения солдат, чем занимались немецкие специалисты — до поставок вооружения, артиллерии, амуниции и военных инженеров в долг. Положение становилось тяжёлым, иранский шах Аббас-Мирза собрался брать Карабах и Тифлис.
Сегодня ознакамливаясь с воспоминания очевидцев и читая полковые книги с описанием боевых походов — сразу видно, что ситуация действительно была сложной, многие города и форпосты потеряны и солдаты захвачены в плен. Ермолов быстро собирал группировку для ответа неожиданно вторгнувшейся армии.
Проконсул Кавказа Ермолов должен быть стянуть силы с региона для удара по Аббасу-Мирзе, чтобы не дать ему захватить Тифлисскую и Карабахскую область. Граф Симонич с тифлисским батальоном уже был на подходе с Лезгинской линии. С графом были терские и гребенские казаки при двух артиллерийских орудиях, они кинули клич среди местных, что "грозный Ярмул" (так называли горцы Ермолова) набирает охотников (добровольцев по старому) для отпора вторгшимся персидским полчищам. По дороге в отряд Симонича вливались всё новые группы горцевъ и солдат.
Группировка Симонича была остановлена нападением шамшадильцев, псевдоимамы пели песни, оправдывающие работорговлю, говорили, что Россия запретит торговать невольниками, помешает кочевым племенам заниматься этим "бизнесом", за счёт которого жили их предки сотни лет, поэтому часть горцев предала свой род и пошла служить шайтанам. Все нападения были отбиты, но в одной из схваток был ранен майор Князев.
Отряд графа достиг Дилижанского ущелья 3 августа, встав у реки Акстафа и заняв местность — это была точка сборки для подходящих войск. К месту подтянулись 2 полка грузинских гренадеръ, и отважный Херсонский полк, силы усилились настолько, что можно было двигаться дальше.
По дороге с военной группой графа соединился батальон Ширванского полка. Отряд Армии России становился мощнее, но граф Симонич понимал, что этого мало и артиллерии недостаточно. Вдруг пришло сообщение, что к ним отправляется сам князь Мадатов, который проходил восстановление после ранения, он бросил лечение и санаторий, вскочил в седло и начал собрать мощную группу горцев и солдат для помощи и уже ведёт её практически на подходе.
Очевидцы называли князя Мадатова храбрейшим из современников за его отчаянную привычку ходить по острию атаки и участвовать на переднем крае, он дрался как лев и солдаты ставили его отвагу в пример. Узнав, что к ним присоединяется сам князь Мадатов со своими удальцами, бойцы воспряли, воодушевились. Солдаты ликовали, а шамшадильцы, которые узнали про Мадатова, сразу притихли и прекратили нападения, отправив переговорщиков.
Персы рассчитывали через английскую помощь признать владение Персии над Грузией и Азербайджаном, а иностранные державы бы это должны были признать специальными международными "документами", ратифицировать эту фикцию — таков был уговор. Персидская конница под командованием Зураб-хана вела царевича Александра Ираклиевича на грузинский трон, чтобы через него завладеть одним из грузинских княжеств.
Грузия никогда не была единой, не считая короткого времени в легендах и состояла из разных ханств (Кахетинское ханство, Гурийское и т.д.), которые делили между собой персы и турки, пока Россия не пришла и не остановила это. Ешё немного и Грузии бы вообще не стало в персидско-турецких распрях. Был момент, когда всего грузин оставалось около 40 тыс. человек от всего населения, потом пришла Россия и принесла в регион мир, но теперь вновь была работа, да и в будущем в Грузии это быстро забудут.
Князь Мадатов со своими людьми выследил грузинского царевича и его англо-персидских покровителей и на реке Астрик настиг его. Зураб-хан был разбит, а царевич Александр Ираклиевич успел спастить, ускакав в захваченную персами крепость Эривань.
Войска Амир-хана начали отходить, узнав о разгроме Зураб-хана российским войсками. Воспитатель царевича Мамед-мирзы вмести с ним самим думали получить подкрепление для своей десятитысячной группировки и ударить всеми силами. Но этому было не суждено случиться, Мадатов получил ещё один батальон херсонцев и перешёл в контр-наступление.
Персидские войска должны были получить подкрепление и заняли оборону у местечка Шамхоръ, где в древности стояла большая башня, используемая прежними цивилизациями для наблюдения за звёздами и астрономических расчётов. Тут-же текла речка с точно таким названием. Сердарь планировал встретить русские войска из-за Дзигамских гор, так и произошло.
3 сентября 1826 года русская и персидская армии встретились. Персидская группировка была намного больше, чем группа князя Мадатова — в 5 раз. Перед персами засверкали на солнце русские штыки и к их удивлению солдаты и горцы с ходу принялись форсировать реку, усиленные конными группами с обоих флангов. Персы не поверили такой "наглости", как вдруг раздалось громкое "Ура", это бойцы перейдя реку кинулись в штыковую атаку.
Рассвирепевшие сарбазы (рядовой пехотинец) думали, что быстро расправятся с гораздо более меньшими силами атакующих, но уверенность малочисленной группы, бегущей в штыковую атаку — несколько поколебала их. Прозвучал приказ Мамед-мирзы и Амир-хана حمله (что означает "в атаку") и громкий бой персидских барабанов разнёсся в округе, солдаты схватились в отчаянной битве.
Татарская конница тут-же прикрыла русскую пехоту, с диким криком она ударила с фланга по персидским колоннам и выиграла время на перезарядку и чтобы оттянуть раненых, но в бою был ранен татарский хан, прикрывавший российских пехотинцев. В это время Амир-хан подумал, как ему не хватает разгромленного Мадатовым конного корпуса Зураб-хана.
Вдруг от русского войска отделилась огромная группа конников, это терцы со своими кунаками на лучших конях Кавказа с бешеным галопом неслись целеустремлённо к определённой целе. Это был отряд специального назначения, который должен был ударить прямо по главнокомандующему персидского войска, но их уже поджидали отборнейшие солдаты шахской гвардии.
Элитный шахский гвардейский корпус, состоящий из дезертиров других армий, был полон отчаянных бойцов, но они столкнулась с терцами и горцами. Специальная группа вихрем стала кружить повсюду, ведя губительный огонь и нанося единственные удары на скаку, разворачивая лошадь и вновь устремляясь вперёд для удара. Началась конная "карусель", в которой шахова гвардия быстро таяла, вместе со старшими офицерами сердаря.
Успешные действия отряда специального назначения воодушевили остальных бойцов, схватка была ожесточённая, но количество персов всё-же было в 5 раз выше и ситуация становилась критической, персы давили массой.
Вдруг неподалёку в горах появилась огромное облако пыли, какое поднимается не от десятка коней, но от большого их количества. Это снабженцы видя, что идёт бой и они очень нужны на передовой — неслись бешенным галопом на передний край, чтобы подвезти припасы, да так поторопились, что создали невероятные столбы пыли.
Персы приняли эти большие пыльные клубы за огромное подкрепление, которое на полном ходу спешит на помощь русским войскам и тут персидские солдаты пришли в замешательство, дрогнули. Персидская кавалерия, которая начала обскакивать пехоту — вдруг смутилась и подалась назад, ударившись в бегство и внося смятение в следующую за ними пехоту, всё перемешалось.
В этот момент пронзительно зазвучали российские горны, особым сигналом призывающие к атаке всех, кто только есть. Каков это был эффект! Повинуясь боевому сигналу-приказу, каждый должен был кинуть в атаку свои силы и на общем фоне это выглядело необычно, когда тысячи людей одним разом бросились на пришедшие в беспорядок силы противника.
Татарская конница, грузинские милиционеры, казаки и горцы, солдаты, которые орудовали штыками расстреляв весь порох — вся российская группа пришла в движение. Персы видя это окончательно потеряли веру в победу и ударились вспять, проявляя великую панику.
На поле боя потом нашли Амир-хана, павшего на поле боя от казачьих пик, как указано в отчёте. Царевич Мамед-мирза сбежал, бросив полевой лагерь, но войска продолжали преследование, персы пришли захватить Дагестан, Шушу и орудовать на Кавказе, а теперь они еле уносили ноги. Высшая власть Персии сильно зависела от иностранных держав, особенно Англии и во многом действия конечно были несамостоятельными.
Персидские войска, стоявшие в захваченном русском городе Елисаветполь (современная Гянджа) снялись с места и ушли, оставив захваченный город без боя.
В бою персидские войска потеряли около 2 000 солдат, российские войска всего 27 человек, но очень много раненых. Преобладание артиллерии и огневого боя давало большие преимущества российской армии.
Теперь Аббас-мирза уводил свои войска от Шуши, его передовые группы были разбиты, но у Армии Российской империи впереди ещё было много работы.
Помни, гордись!
Спасибо что интересуетесь историей, подписывайтесь пожалуйста на канал и делитесь в соц.сетях статьёй, чтобы больше людей узнало своё героическое прошлое.