Российский газ остается залогом существования экономики ЕС
ФБА «Экономика сегодня»
Отказ от российского газа больно ударит по европейской экономике, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, однако не стоит переоценивать политические заявления.
В ЕС рассуждают о газовом эмбарго
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что ЕС следующей зимой столкнется с последствиями, если у Европы не будет доступа к российскому газу. Французский лидер де-факто признал губительность газового эмбарго, которое он периодически продвигает.
Страны Евросоюза приобретают у «Газпрома» примерно 150–155 млрд кубометров газа в год, инфраструктура позволяет им заменить примерно 50 млрд кубометров данных поставок, а мировой газовый рынок – до 20 млрд кубометров, больше незаконтрактованного СПГ там нет.
Цены в последние дни не показывают рекордов, но стабильно выше 1000 долларов за тысячу кубометров. Если европейцы пойдут на эмбарго, котировки сразу взлетят, но проблема будет серьезней, чем в декабре 2021 года или в марте 2022 года.
Теперь это будет не биржевая волатильность, а последствия физического дефицита сырья.
Проблемы начнут расти как снежный ком: вслед за газом резко повысятся цены на нефть, нефтепродукты и уголь, с помощью которых европейцы попытаются закрыть бреши, инфляция в ЕС перейдет рубеж в 10%, экономический рост сначала упадет до нуля, а затем достигнет отрицательных величин. Закроются предприятия: сначала те, которые зависят от газа, а затем и из смежных отраслей.
Последствия газового эмбарго будут фатальные, и в ЕС это понимают, но сегодня ничего исключать нельзя.
ФБА «Экономика сегодня» / Президент Франции Эммануэль МакронВ газовой теме много популизма«Газ – это не только энергоноситель, но и сырье для химической промышленности и производства удобрений. Газ активно применяется в сельском хозяйстве, не надо забывать и про нефтепереработку, где газ также присутствует», – констатирует Фролов.
Если европейцы введут газовое эмбарго против РФ, то сразу лишатся трети своего газового потребления.
«Многие предприятия не смогут физически производить продукцию просто из-за того, что у них не будет сырья. Одновременно обвалится производство энергии на газовых электростанциях и произойдет взлет цен не только на газ, но и на уголь», – резюмирует Фролов.
Газ в электрогенерации станет активно замещаться углем, а европейцы в одном из своих санкционных пакетов ввели запрет на закупку этого сырья в РФ после августа 2022 года. Данное решение и без газового эмбарго создаст большие проблемы европейской экономике.
«Риторика Макрона и его приближенных связана с выборами: у действующего президента Франции на носу второй тур, ему приходится тестировать разные позиции, поэтому серьезно к его словам относиться не стоит», – заключает Фролов.Федеральное агентство новостей / Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов
Макрон пытается нащупать целевую аудиторию и не дать победить Марин Ле Пен.
«Елисейский дворец сейчас исследует реакцию населения на заявления Макрона, которые связаны с президентскими выборами. Именно этим вызван популизм, озвучиваемый президентом Франции», – констатирует Фролов.
Однако есть здесь и обида: Макрон на протяжении двух месяцев создавал себе имидж миротворца, способного урегулировать украинский кризис, но его блуждания между Москвой и Киевом только эскалировали конфликтную ситуацию.
После 24 февраля 2022 года Макрон изображает из себя ястреба и главного критика российской политики в Европе.
«Ле Пен позиционируется как “большой друг Москвы”, и на основе данной риторики Макрон пытается охватить как можно большую аудиторию. Именно с этим связаны французские заявления об отказе от российского газа», – заключает Фролов.
Не стоит воспринимать высказывания Макрона о газе серьезно, пока это только предвыборный популизм.
Дмитрий Сикорский
газ
европейская экономика
макрон
газ за рубли
фролов
эмбарго на газ