Китай может стать бенефициаром СПГ-завода на Сахалине
Китайцы продолжат увеличивать участие в российском нефтегазе с оглядкой на западные санкции, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заведующий сектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Сергей Луконин, добавив, что односторонней ставки на импорт из РФ в Пекине делать не будут.
Компания Shell решила уйти из РоссииКомпания Shell продает акции проекта «Сахалин-2»
Информационное агентство Reuters сообщает, что крупнейшая в мире нефтегазовая компания Shell ведет переговоры с китайскими структурами CNOOC, China National Petroleum и Sinopec о продаже 27,5% акций в российском СПГ-проекте «Сахалин-2».
«Сахалин-2» находится под контролем «Газпрома», а кроме Shell в нем участвуют японские компании Mitsui и Mitsubishi. Shell может продать свою долю сразу трем контрагентам из КНР и открыта для некитайских предложений по «Сахалину-2».
Reuters отмечает, что переговоры идут непросто, а китайские компании следуют рекомендации Пекина быть осмотрительными в работе с российским рынком, основой сотрудничества с РФ в энергетической сфере в Китае видят новые проекты, а не выкуп западных активов.
Китайский бизнес предоставил кредит НОВАТЭКу на «Арктик СПГ», сотрудничает с «Газпромом» по «Силе Сибири – 1» и ведет переговоры с главной российской нефтегазовой компанией по строительству «Силы Сибири – 2» через территорию Монголии.
Однако не стоит принижать перспективность «Сахалина-2»: завод находится рядом с Северо-Восточной Азией – премиальным рынком СПГ, где сбываются самые большие в мире объемы сжиженного газа, всегда существуют спрос и хорошие цены.
Данный проект найдет иностранного инвестора, а что касается китайского участия, то РФ интересует, насколько сильно Пекин готов помочь Москве в переориентации энергетических поставок на Восток и какие объемы в КНР готовы выкупить.
Запад продолжает санкционное давление на РФКитай будет учитывать антироссийские санкции«Окончательной позиции по российским энергоресурсам у Китая пока нет: Пекин ставит цель не попасть под вторичные санкции США и Евросоюза и на основании этого выстраивает свое сотрудничество с российской стороной», – заключает Луконин.
Крупные китайские компании опасаются западных санкций, у них существуют интересы по всему миру, поэтому ограничивать себя участием в российских проектах они не будут. Средние компании – это другой разговор, но они не по части «Сахалина-2».
«Интерес к российскому рынку у китайцев сохраняется, в первую очередь он касается тех проектов, где можно увеличить свою долю с большим дисконтом. Для продажи китайцам Shell нужно сделать выгодное предложение», – резюмирует Луконин.
О решении выйти из «Сахалина-2» и других российских проектов в Shell объявили еще в феврале, потенциальные потери от разрыва связей с РФ в данной компании оценивают в 5 млрд евро, они гораздо больше, чем у коллег из ExxonMobil.
«Китайцы сегодня могут купить эти акции Shell значительно дешевле, чем в других обстоятельствах», – констатирует Луконин.
Проблема упирается во вторичные санкции США и ЕС: американцы любят вводить рестрикции против третьих стран, продолжающих торговлю со страной – объектом давления. Данная линия ими давно применяется против Ирана, Венесуэлы и КНДР.
Заведующий сектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Сергей Луконин
РФ является большой и сильной страной, но такой аргумент играет свою роль и в нашем случае. Фактор западных санкций сегодня будет учитывать каждый инвестор.
«Новых схем сотрудничества между РФ и Китаем после февраля 2022 года пока не появилось. Китайцы изучают возникшие условия, взаимодействие между нами будет выстроено, но пока его механизмы не выработаны», – заключает Луконин.Китай не забудет про свои интересы
Сегодня лидером по покупке освободившихся российских энергоресурсов (эмбарго против нас сегодня ввели только США и Канада) является Индия, которая берет наше сырье с большой скидкой, доходящей до одной трети от рыночной цены.
Китайцы также наверняка попросят себе льготные условия, хотя это и не гарантия, что они выкупят все объемы, которые мы сможем поставить.
«Сотрудничество будет выстраиваться вокруг цены и скидки. Если контракты с РФ позволят китайцам заполнить их резервы, то взаимодействие будет, однако через такие схемы, которые не позволят Западу ввести санкции», – резюмирует Луконин.
Полномасштабной ставки на российские энергоресурсы в Китае не будет: Пекин традиционно не складывает все яйца в одну корзину.
Дмитрий Сикорский
антироссийские санкции
внешняя политика РФ
Reuters
луконин
внешняя политика КНР
китайская экономика
shell