Мне плевать на Запад, я живу в России

"Мне плевать на Запад, я живу в России"

Довольно часто встречаешь комментарии, текст которых вынесен в заголовок данного материала. Удивительно, но к 2022 году многие граждане ещё придерживаются такого тезиса: все, что происходит на Западе меня не касается, главное — то, что в России.

Такой ход мыслей с натяжкой еще мог бы иметь право на существование до 2014 года, когда не началось геополитическое противостояние России и Запада. Однако за прошедшие 8 лет, а, тем более, сейчас — все это звучит глупо и безрассудно.

То, что происходит в Европе, в США, в Китае, в иных регионах — напрямую касается России. Напрямую влияет на развитие нашей страны и, следовательно, на уровень благосостояния граждан. Не говоря уже самого важного — идеологической составляющей.

Чем слабее будет Европа и США — тем меньший удар они могут нанести по России. А такие удары, разного характера (экономические, геополитические, военные) наносятся постоянно.

И, наоборот, чем сильнее будет Китай и государства Юго-Восточной Азии — тем меньшие потери понесет Россия.

Это если говорить о потерях и ущербах. Если же говорить о развитии государства, то, очевидно, что исключительно за счет внутренних ресурсов мы не сможем достичь желаемого результата. Хотя бы потому, что в настоящий момент по ряду отраслей имеется большое технологическое отставание.

Даже если выстроить идеальный план преодоления технологической зависимости исключительно за счет внутренних ресурсов и исполнить его на все 100%, то, все равно, результат будет далек от желаемого. Где-то выйти на передовой уровень получится (напр., в авиастроении, двигателестроении, ПО), где-то — практически нереально (напр., в производстве микрочипов). К слову, даже Китай критическим образом зависит от ряда западных технологий. По тем же чипам, которые массово закупает на Тайване (отнесем остров к западному миру). И несмотря на то, что КНР прилагает огромные усилия для преодоления зависимости, результат если и будет, то очень нескоро. Куда проще просто вернуть контроль над Тайванем и получить доступ к их технологиям.

Впрочем, сейчас ситуация в мире совершенно иная, нежели это было 20-30 лет назад. Экономический центр силы не один. Вторым, помимо Запада, центром силы является юго-восточная Азия, куда активно смещается мировой баланс.

Разумеется, Россия заинтересована в том, чтобы смещение этого баланса шло как можно быстрее. И каждая экономическая неудача Европы — это не только победа того же Китая или Индии, но еще и победа России.

Например, в результате роста цен на энергоносители в Евросоюзе ожидается существенное сокращение производственных мощностей. По удобрениям заводы уже перестают выпускать продукцию. Тоже самое в скором времени будет и по машиностроению. Во всяком случае, сокращение выпуска продукции очевидно. Это означает, что высвобождающиеся рынки заменят иные игроки. А они существуют исключительно на другой, восточной части Евразии.

Именно поэтому важно отслеживать такие показатели, как инфляция, ВВП Евросоюза, политику ЕЦБ и ФРС.

Другое дело, что России сейчас важен не просто экономический крах Европы, который, действительно, поможет решить многие наши проблемы. России важно не поменять европейскую технологическую зависимость на азиатскую.

Сейчас мы должны активно заниматься развитием собственной базы. Но не только за счет внутренних ресурсов (это сделать нереально). Наоборот, Россия должна активно скупать технологии, оборудование, привлекать иностранных специалистов, теряющих работу в той же Европе. Заниматься промышленным и технологическим шпионажем и т.д. Понятно, полностью экономику замкнутого цикла сделать невозможно. Но стать условной Германией в технологическим и промышленном плане вполне реально. Во всяком случае, наличие дешевых природных ресурсов является важным драйвером развития высокотехнологичных секторов.

Поэтому то, что происходит на Западе или же в Китае — напрямую нас касается. И да, мы должны радоваться неудачам Запада, должны радоваться их растущей инфляции, промышленному кризису, падению уровня доходов населения и так далее. Разумеется, не только не забывая о ситуации внутри России, но и думая, как воспользоваться их неудачами.

Экономический фронт в XXI веке является важнейшей частью общего геополитического.