Россия одержала газовую победу в санкционной борьбе с ЕС
Согласие ЕС на оплату газа в рублях нужно считать победой России, заявил независимый эксперт, политолог Александр Камкин, однако нельзя забывать про то, что тренд на отказ от закупок российского сырья из европейской политики никуда не уйдет.
Заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев высказался о решении Еврокомиссии допустить оплату поставок голубого топлива «Газпрома» в рублях по предложенной Кремлем схеме валютной конвертации через «Газпромбанк».
Политик высмеял последовательность и принципиальность ЕС вместе с пропагандистской ремаркой МВФ, что ЕС сможет обходиться без газовых поставок из России в течение полугода. Медведев полагает, что европейская экономика не протянет без «Газпрома» и двух недель.
Вчера, 22 апреля 2022 года, британский регулятор разрешил открывать рублевые счета в «Газпромбанке». Это означает, что больше нет препятствий для оплаты за голубое топливо по правилам РФ, а Запад по этому вопросу уступил Москве.
Россия потребовала введения такой модели для того, чтобы защитить платежи за российский газ от западных санкций. Рестрикции предполагают запрет для РФ на операции в долларах и евро и арест российских активов в этих валютах.
Европейцы пытались создать торговую модель, когда они получают российский газ, платят за него и удерживают выплаты под эгидой антироссийских санкций, но с Москвой такой номер не прошел, а все разговоры об отказе от работы с «Газпромом» по рублевой схеме разбились об экономическую целесообразность. Европейские страны покупают в России от 150 до 155 млрд кубометров газа в год, которые нельзя заменить на мировом рынке.
Если бы ЕС пошел на газовое эмбарго под эгидой рублевой конвертации, европейский рынок энергоресурсов обрушился бы и утянул вместе с собой и экономику старого континента, у которой и без всего этого масштабные проблемы.
Перед нами первое отступление Запада в санкционном вопросе, первая красная линия, через которую наши бывшие партнеры переходить не будут, и это хорошо: там, где присутствует страх последствий, открываются перспективы для компромисса.
Россия добилась серьезного успеха«В последовавших после 24 февраля 2022 года заявлениях европейских чиновников и политиков говорилось о полном эмбарго в отношении закупок нефти и газа в России, затем аналогичные комментарии вышли по поводу заявления Путина по переходу оплаты за трубопроводный газ на рубль, а теперь европейские власти подтвердили возможность схемы валютных расчетов через “Газпромбанк”», – заключает Камкин.
Словакия заявила о том, что попытается заплатить за российский газ в евро, отказались от закупок нашего голубого топлива прибалты, но главные покупатели – ФРГ и Австрия – активно лоббируют сохранение торгово-экономического сотрудничества с «Газпромом».
Приостановка поставок газа в некоторые европейские страны возможна, но в целом российский экспорт в Евросоюз продолжится.
«В краткосрочной перспективе это крайне выгодная РФ схема, позволяющая не снижать валютную выручку, расплачиваться по долговым обязательствам, избегать технического дефолта и демонстрировать ЕС, кто устанавливает правила игры», – резюмирует Камкин.
Европейцы не могут отказаться от российского газа, и Москва умело сыграла на этом очевидном обстоятельстве.
Борьба за энергетический рынок продолжится«В долгосрочной перспективе – временном лаге от пяти до десяти лет – нельзя исключать продолжения европейского курса на замещение российского газа либо альтернативной энергетикой, либо поставками СПГ из США и Катара», – констатирует Камкин.
Русофобия находится в Евросоюзе на беспрецедентном уровне, поэтому курс на отказ от российского сырья продолжит реализовываться. Об этом на официальном уровне говорит даже Германия, правда, не ставя временных рамок.
«Крен к отказу как от российского, так и от любого природного газа является в ЕС политическим решением. Несмотря на свою экономическую нелогичность, европейские политики продолжат реализовывать данный курс», – заключает Камкин.
Под данный тренд приняты серьезные политические и экономические документы, о которых в Европе вспомнят после завершения украинского кризиса. Нет сомнений, что они станут частью будущей политики европейского давления на Россию.
«Если не произойдет коренного изменения в политике ЕС, эта линия продолжится. России надо аккумулировать финансовые активы, чтобы найти новые варианты развития и выступить серьезным игроком на рынке того же водорода», – резюмирует Камкин.
В 2021 году Москва начала подготовку к будущему развитию водородных проектов, но они рассчитаны на сотрудничество с ЕС. Непонятно, как мы будем взаимодействовать в будущем, да и насчет перспективности водорода есть сомнения.
Дмитрий Сикорский