Битва за Донбасс: когда (и если) Россия и ЛДНР откроют посольства
РФ и республики Донбасса проводят взаимную работу по открытию дипмиссий. Строго формально это означает то, что присоединения ЛДНР к России в ближайшие годы не состоится. В реальности же всё будет зависеть от исхода российско-украинских переговоров и итогов военной операции.
О том, что Россия и республики готовят взаимное открытие посольств стало известно сразу после признания независимости ЛДНР. 22 февраля, на следующий день после признания, Россия установила с ЛНР и ДНР дипломатические отношения, а уже 25 февраля на личной встрече главы МИД РФ Сергея Лаврова с коллегами из республик стало известно о скором открытии представительств. «Среди этих вопросов такие достаточно срочные, как организация работы по открытию посольства Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в Москве и соответственно открытию российских дипломатических миссий в Донецке и Луганске», — заявил министр, комментируя для ТАСС круг оговариваемых на встрече вопросов.
После этого информация об открытии посольств исчезла из публичного поля – несмотря на как будто бы заявленную срочность процесса.
В следующий раз о посольствах заговорили через месяц, 25 марта. В этот день замглавы МИД РФ Андрей Руденко встретился с министром иностранных дел ЛНР Владиславом Дейнего и замминистра иностранных дел ДНР Натальей Михайловой. Они обсудили «актуальные вопросы двусторонних отношений, включая шаги по выстраиванию полноценных межгосударственных связей между Россией, ДНР и ЛНР». Также на встрече были рассмотрены «практические аспекты открытия и организации работы посольств ДНР и ЛНР в Москве и России — в Донецке и Луганске».
8 апреля министр иностранных дел ДНР Наталья Никонорова сообщила, что кандидатура посла республики в России уже определена, запрос на агреман направлен в Москву. «Нами уже был направлен (в Москву) запрос на агреман, кандидатура посла определена с нашей стороны», — заявила она. «Я думаю и надеюсь, что мы все-таки агреман получим и буквально в течение месяца сможем официально открыть наше посольство», — уточнила министр.
20 апреля, комментируя работу по открытию посольств, замглавы МИД России Сергей Иванов заявил буквально следующее: «Работа ведется, заключаются соглашения соответствующие». На этом всё — даты и сроков открытия дипломатических ведомств он не назвал.
Сегодня, 26 апреля, источник РИА Новости в дипломатическом ведомстве заявил о том, что посольства могут быть открыты в течение одного-двух месяцев.
Резюмируя – МИД РФ установил дипломатические отношения с республиками еще два месяца назад, однако до сих пор посольства не открыты. И так происходит явно не от того, что стороны что-то согласовывают, да никак не могут согласовать (за восемь лет всё давным-давно согласовано). Причина имеет внешний характер.
Параллельно со спецоперацией России на Украине представители двух стран проводят мирные переговоры. Их крайний публичный раунд состоялся в Стамбуле 29 марта, вызвав крайне неоднозначную реакцию общественности. По итогам этой встречи Россия отвела войска из Киевской и Черниговской областей, судьбу Крыма предлагалось обсуждать в течение 15 лет, судьбу Донбасса при личной встрече президентов России и Украины – на таком решении вопросов настаивала Украина. Однако после провокации, названной «бучанской резней», казалось, что переговоры встали на паузу, во всяком случае, в публичном поле о них не было слышно. Но на минувшей неделе выяснилось – переговоры идут вполне интенсивно, 22 апреля глава российской делегации Владимир Мединский подтвердил, что провел «несколько длительных разговоров» с украинской стороной. По информации российских СМИ, которые ссылаются на источники, близкие к участникам переговоров, сейчас продолжается обсуждение двух соглашений:
— первое соглашение, политическое — о нейтральном, безъядерном статусе Украины и гарантиях безопасности;
— второе — о взаимном уважении культур, которое предполагает, что страны сотрудничают в культурном отношении на паритетных началах. Например, если на Украине открывается какое-то количество русскоязычных школ, в России должно открыться соответствующее число украиноязычных.
Главным вопросом переговоров являются послевоенные границы Украины: утверждается, что Россия намерена сохранить за собой все территории, перешедшие под ее контроль. Что же касается Крыма и Донбасса, то позиция по этим двум территориям не изменилась – Украина, со времен «Стамбула», продолжает настаивать на 15-летних переговорах об их статусе, но только если в Стамбуле говорилось о том, что 15 лет будут обсуждать Крым, то теперь сюда включен и Донбасс. «На переговорах в Стамбуле мы предложили по Крыму создать международную комиссию и обязать стороны в течение 15 лет найти решение. То же самое по Донбассу. То, что это наша территория, мы даже обсуждать не собираемся. Но понимая, что Россия де-факто их контролирует, мы готовы на международные переговоры по этому вопросу», — заявил одному из российских СМИ советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович.
Таким образом, вопрос открытия посольств – это вопрос переговоров с Украиной в том числе. Что, в общем-то, и неудивительно, и одним и другим вопросом ведает одна структура – МИД. А потому, вероятно, промедление с открытием посольств был связан именно с переговорным процессом.
Однако может случиться так, что переговоры станут неактуальными. Так, по информации Financial Times, Россия теряет интерес к дипломатическому урегулированию – особенно, на фоне атаки по крейсеру «Москва». После месяца спецоперации мирные переговоры, действительно, были приоритетом, однако теперь многое поменялось, и Москва больше не надеется на успех на этом поприще, вместо этого, устами одного из высокопоставленных военных, говоря о намерении взять под контроль южную Украину и создать сухопутный коридор в Крым и Приднестровье. До этого такие цели публично не озвучивались, речь шла сугубо об освобождении Донбасса.
Ещё одним косвенным доказательством того, что Донбасс рассматривается теперь не как отдельный субъект, а как внутреннее дело России, может служить визит в ЛДНР на минувшей неделе первого заместителя руководителя Администрации Президента Сергея Кириенко, начальника управления внутренней политики Андрея Ярина и сотрудников внутриполитического блока АП. Официальной информации о визите нет, однако о нем сообщил близкий к власти проект WarGonzo, позднее её же подтвердили источники «Интерфакса». «Судя по всему, в АП перераспределили полномочия между заместителями, как результат — ЛНР с ДНР переданы в кураторство Кириенко. Это означает только одно — Россия еще более плотно интегрируется с ДНР и ЛНР. Буквально на всех уровнях!», — написал телеграм-канал Семёна Пегова.
Итог любых переговоров – а они, бесспорно, должны вестись, любой конфликт рано или поздно заканчивается мирными соглашениями – будет зависеть от исхода спецоперации. Судьба Донбасса, прежде всего, от исхода битвы за Донбасс, когда будет понятно, взята или не взята под контроль вся территория бывшей Донецкой и Луганской областей. Судьба Украины – от того, сумеет ли эта страна отстоять свои юго-восточные территории или потеряет их в ходе боёв. После освобождения Донбасса может быть поставлен вопрос о присоединении республик к России – о возможности такого референдума заявляли в конце марта и глава ЛНР Леонид Пасечник, и глава ДНР Денис Пушилин. Если референдум будет проведён (и как скоро это случится), то посольства станут ненужными, Донбасс будет частью России. Если же этого не произойдёт – есть разные варианты дальнейшего развития событий, в том числе и создание на базе ЛДНР нового государства, куда войдут, к примеру, бывшие области Украины – Херсонская, Николаевская, Запорожская и другие.
Итак, всё (буквально – всё) будет зависеть от исхода военной операции. А потому – работайте, братья!