Германия и Австрия остаются определяющими странами ЕС для «Газпрома»

Будущее газовых поставок РФ зависит от решений ФРГ и Австрии, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Если Берлин и Вена начнут платить за газ рублями, большинство стран ЕС последуют их примеру.


                    Германия и Австрия остаются определяющими странами ЕС для «Газпрома»
                Польша и Болгария отказались от покупок газа за рублиБолгария и Польша остались без газа

«Газпром» остановил поставки газа болгарской компании «Булгаргаз» и польской компании PGNiG из-за того, что София и Варшава отказались от оплаты за топливо в рублях на основе предложенной Москвой схемы конвертации через «Газпромбанк».

Представитель Правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский заявил, что польские власти не намерены соглашаться на требование платить за газ в рублях, а сегодня Варшава отказалась от закупок российского газа как такового.

«Газпром» реализовывает переход на оплату за трубопроводный газ в российской национальной валюте, что в марте 2022 года было предложено президентом РФ Владимиром Путиным – западные эксперты ожидали, что точка невозврата будет в мае, но она случилась на месяц раньше.

Австрия и Венгрия сообщили о согласии на рублевую схему «Газпрома» и о том, что транзит российского газа не пострадает – он происходит по совершенно другой контрактной системе, чем продажа сырья потребителям.

Склонны к согласию с предложением Москвы в компании Uniper, а это означает, что положительное решение примет Германия. Берлину достаточно сослаться на положение, что закупка газа входит в юрисдикцию энергокомпаний, а не правительства.


                    Германия и Австрия остаются определяющими странами ЕС для «Газпрома»
                pixabay.com / Австрия согласилась платить за газ в рублях

Болгария закупает порядка 2,9 млрд кубометров газа в год, а Польша – порядка 10 млрд кубометров. Альтернативные поставки в Болгарию возможны только через греческий СПГ-терминал, но такое сырье однозначно выйдет для болгар дороже.

Польша имеет СПГ-терминал в Свиноустье, строит газопровод Baltic Pipe – но он будет готов только во второй половине 2022 года – и закупает газ в ФРГ. Обеспечить себя сырьем поляки смогут только путем реверсных поставок российского газа из Германии.

Рублевая схема заработала«Единого решения по новой схеме платежей за российский газ в Европе нет. Кто-то переходит на рублевые расчеты. Это видно по косвенным признакам: с 15 апреля 2022 года происходили волнообразные укрепления рубля на Московской бирже», – заключает Юшков.

Причиной этого мог быть только заход большой массы долларов и евро. После 24 февраля 2022 года ЦБ создал систему ограничений курсообразования рубля, по которой российская валюта укрепляется благодаря конвертации валютных доходов экспортеров.

После новых послаблений экспортеры должны обменивать 80% валютной выручки в течение 60 дней, а не за три, как раньше, поэтому новые этапы укрепления рубля действительно можно объяснить газом, но нельзя забывать и про налоговый период в РФ.

«По пути Польши может пойти Литва. Вильнюс остановит закупки газа у “Газпрома” по политическим мотивам, опираясь на наличие у себя СПГ-терминала. Если в Литве будет недостача, литовцы закупят сырье у Польши, которая осуществляет реверсные поставки из ФРГ, куда сырье приходит через “Северный поток – 1”», – констатирует Юшков.

Польша и Литва тем самым перейдут на «реверсную» модель, которая с 2015 года применяется Украиной для симуляции газовой борьбы с Россией.


                    Германия и Австрия остаются определяющими странами ЕС для «Газпрома»
                Польша изображает из себя главного противника РФПозиции «Газпрома» не пострадают«Вильнюс еще может уменьшить потребление: современные цены неподъемны для литовской экономики. Часть государств ЕС согласится на рублевые расчеты, для коммерческих компаний предложенная Москвой схема не станет проблемой», – резюмирует Юшков.

Польша и Болгария «подложили свинью» европейской энергетике. В ЕС действуют нормы по коллективной энергетической безопасности, и теперь другим государствам придется думать, что делать с выпавшими из общего энергобаланса 13 млрд кубометров газа.

«Если представить, что “Газпром” на эти объемы сократит поставки, то это означает уменьшение добычи газа в РФ, увеличение глобального дефицита и повышение цены на газ. Котировки после вчерашних заявлений Варшавы и Софии сразу выросли», – напоминает Юшков.

Газ начал торги 27 апреля 2022 года с 125 евро за МВт·час (1178,89 доллара за тысячу кубометров) на бирже TTF, затем цены упали, но они все равно носят для ЕС неприемлемый характер, учитывая окончание отопительного сезона.


                    Германия и Австрия остаются определяющими странами ЕС для «Газпрома»
                Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков«В плане денег “Газпром” отобьет свое: недопоставленные объемы он обязательно компенсирует ценой», – заключает Юшков.Позиции ФРГ и Австрии являются определяющими

Перспектива экспорта «Газпрома» в европейские страны зависит от позиций ФРГ и Австрии, склоняющихся к продолжению сотрудничества с РФ по схеме конвертации через «Газпромбанк», но политическая ситуация нестабильна из-за украинского кризиса.

«Если Берлин и Вена продолжат закупки российского газа по новой схеме, остальные страны ЕС расслабятся и также будут работать с Москвой. После этого европейцы могут ссылаться на опыт Австрии и Германии», – констатирует Юшков.

Позиции Польши и Болгарии не показательны для ЕС. Варшава является главным союзником Вашингтона в Европе, а Болгария не представляет собой самостоятельную страну – ее решения зависят от внешней конъюнктуры, американцы уже продавливали болгар в истории с «Южным потоком», когда визит Джона Маккейна перечеркнул подписанные соглашения.

Ничего другого от Польши и Болгарии в РФ не ожидали, однако не эти страны определяют судьбу российского газового экспорта в Евросоюз.


                    Германия и Австрия остаются определяющими странами ЕС для «Газпрома»

Дмитрий Сикорский