Нераскаявшиеся нацисты: в Норвегии сняли документальный фильм о бывших пособниках Гитлера
В начале апреля в Норвегии состоялась премьера документального сериала «Фронтовики» режиссера Александра Кристиансена. Фильм повествует о добровольцах – легионерах СС, во время Второй мировой войны сражавшихся на стороне нацистской Германии. Судя по интервью, данными бывшими легионерами, они совершенно не раскаиваются в тех преступлениях, которые совершили более 70 лет назад.
Немецкое вторжение в Норвегию началось 9 апреля 1940 года, а уже 2 мая территория страны была оккупирована нацистами. Для управления государством был создан рейхскомиссариат Норвегия. Нельзя сказать, что рядовые норвежцы поддерживали гитлеровцев – подавляющее большинство граждан выступало против оккупации, даже проводило антинацистские митинги и демонстрации. Движение Сопротивления поддерживало правительство в изгнании, успевшее покинуть Осло и обосноваться в Лондоне. Однако реальной силы у него не было, и до 1945 года фактическое руководство страной осуществляло прогерманское правительство во главе с лидером партии «Национальное единения» Видкуном Квислингом.
Уже в июне 1941 года здесь начали формировать подразделения добровольцев для отправки на Восточный фронт. Практически в каждом более-менее крупном норвежском городе были открыты вербовочные пункты, и всего спустя месяц – в июле 1941 года – были набраны первые 300 добровольцев, которых направили для прохождения первичной подготовки в немецкий учебный центр Фаллингбостель. Впоследствии из них был сформирован легион «Норвегия». Чуть позже численность батальона возросла до тысячи человек, и он был отправлен в помощь нацистам – воевать против Советского Союза на Ленинградском фронте.
Норвежские добровольцы также входили в состав дивизий СС «Нордланд», «Викинг», «Норд», в полицейские формирования. В качестве соратников гитлеровцев по оружию они участвовали в боях против Красной армии и карательных операциях нацистов против партизан и мирного населения Советского Союза. Впитавшие с националистическими идеями «Национального единения» ненависть к коммунистам и обучившиеся безжалостному отношению ко всем остальным, кто не разделял их взгляды, у своих немецких «кураторов», добровольцы не щадили ни женщин, ни стариков, ни детей. Особенно хорошо известны их «подвиги» на территории Ленинградской области и в Карелии, где совместно с финнами ими были вырезаны целые деревни.
Удивительно, но, несмотря на это, сегодня ни один из участников документального проекта не раскаивается в содеянном. «Мы дрались отчаянно, оплачивая каждый завоеванный метр реками крови, которая спаяла немцев, датчан, фламандцев, норвежцев и финнов в образцовый общеевропейский боевой отряд», — вспоминает, например, ветеран «Викинга» Петер Нейман о своем «героическом прошлом». Другой участник съемок, ветеран «Нордланда» Петер Киель также с гордостью говорит о «духовном единстве нордических народов», объединенных идеями Гитлера и ни единым словом не выказывает сожаления по поводу того, что некогда разделял. В целом, после просмотра нескольких серий создается ощущение, что участие в войне на стороне Германии сегодня в Норвегии не только не постыдная страница истории, но и повод для национальной гордости.
Примечательно, что картина создавалась при содействии министерств обороны и культуры страны. Внешнеполитическое ведомство обсуждать сериал отказалось, сославшись на то, что в Норвегии – свобода слова, и любые попытки цензуры – недопустимы. Сам режиссер фильма признает, что никто из участников съемок действительно нисколько не раскаивается в том, что поддерживал (и, судя по всему, продолжает поддерживать) идеи, осужденные мировым сообществом на Нюрнбергском трибунале.