Разрыв контракта по АЭС «Ханхикиви» угрожает атомной энергетике ЕС
Компания Westinghouse не сможет быстро заменить российское ядерное топливо в Европе, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов, добавив, что американцам нужно время и подопытный кролик для создания альтернативы реакторам типа ВВЭР-440.
На Ровенской АЭС стоят реакторы ВВЭР-440
Финляндия разорвала контракт с Росатомом
Финская компания Fennovoima разорвала контракт с Росатомом на возведение АЭС «Ханхикиви-1». Официальной причиной обозначены задержки со стороны RAOS Projekt («дочки» Росатома) и неспособность данной компании реализовать проект.
Однако реальной причиной решения стала агрессивная политика Финляндии.
После того, как финны решили начать строительство забора на границе с Россией, отказ от контракта на строительство АЭС является для Хельсинки логичным шагом.
Планировалось строительство АЭС с одним реактором ВВЭР-1200 (проект АЭС-2006) в районе Пюхайоки. Строительство должно было начаться в 2023 и закончиться в 2029 году, стоимость работ оценивалась в 6,5 млрд евро, из которых 5 млрд евро вложил бы «Росатом».
После завершения работ российская компания получила бы в собственность 34% акций компании и долю прибыли от реализации продукции.
Кроме четырех украинских АЭС в Европе действует немало атомных станций, построенных по советскому дизайну. Словацкие АЭС «Богунице» и «Моховце», работающие на реакторах ВВЭР-440, чешские АЭС «Темелин» (ВВЭР-1000) и «Дукованы» (ВВЭР-440), болгарская АЭС «Козлодуй» (ВВЭР-1000), финляндская АЭС «Ловииса» (ВВЭР-440) и болгарская «Пакш», где к действующим ВВЭР-440 достраиваются ВВЭР-1200.
Данные проекты требуют поставок российского ядерного топлива, пусть и некоторые реакторы пытались перейти на альтернативы Westinghouse. И эта проблема скоро станет актуальной – в шестой пакет санкций может войти запрет на такие поставки из РФ.
ЕС продолжает вводить санкции против РФ
Быстрой замены не получится
«Быстро заменить российское ядерное топливо в Евросоюзе не смогут. Восточноевропейские страны и Финляндия в советское время получали построенные под ключ атомные станции по проекту ВВЭР-440», — заключает Анпилогов.
Исключениями стали «Темелин» и «Козлодуй»: чешская станция стала последним советским атомным проектом в странах СЭВ, а в Болгарии к четырем остановленным сегодня реакторам ВВЭР-440 были добавлены два ВВЭР-1000.
«ВВЭР-440 являются первым поколением атомных реакторов, их называют “фукусимскими”. Такое обозначение говорит о схожем дизайне – у ВВЭР-400 нет гермооболочки, хотя финны при строительстве своей АЭС на ней настояли», — резюмирует Анпиогов.
Компания Westinghouse давно думает о замене российского ядерного топлива для реакторов ВВЭР-440 и ВВЭР-1000, но имеется негативный опыт на АЭС «Темелин», где произошел скандал, который больно ударил по репутации американского разработчика.
После этого в Westinghouse переключились на Украину, где находятся 13 энергоблоков ВВЭР-1000 и с помощью значительных усилий смогли сертифицировать в Киеве свое топливо для данных реакторов, но оно не подходит для ВВЭР-440.
Компания Westinghouse пытается конкурировать с Росатомом«ВВЭР-440 является маленьким реактором, работы над этим направлением в Westinghouse забросили, а все, что у них осталось – это несколько наработок, поэтому быстро у них сделать топливо не получится», — констатирует Анпилогов.
Westinghouse понадобится подопытный кролик
Теоретически Westinghouse может создать топливо для ВВЭР-440, но для этого американским разработчикам придется набить такие же шишки, которые у них были в случае с ВВЭР-1000, где проблемы носили масштабный характер.
«Westinghouse или другой западной инженерной компании, которая возьмется за выполнение данной задачи, нужна “белая лабораторная мышка” в виде страны, согласившейся пройти этот непростой и в чем-то опасный путь», — заключает Анпилогов.
Для создания ядерного топлива нужен испытательный полигон, которым может стать либо один из европейских ВВЭР-440, либо первые два энергоблока Ровенской АЭС. Украинцам бы и поручили эту задачу, если бы ситуация в стране была стабильной.
«Работы непростые – есть риск получения запроектной аварии в случае нештатной работы разрабатываемого топлива, но при согласии одного из хозяев ВВЭР-440 на эксперимент, то его можно быстро довести до конца», — резюмирует Анпилогов.Директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов
Если добровольцев не найдется, то мы будем наблюдать ситуацию, когда политики говорят о борьбе с энергетической зависимостью от РФ, а компании продолжают закупать российское ядерное топливо по старой контрактной схеме.
«Так было с Чехией, которая выгнала Росатом из тендеров по новым атомным проектам, но продолжила перегрузку российского ядерного топлива», — констатирует Анпилогов.
Стоит напомнить про то, что первым российским самолетом, вылетевшим в Евросоюз после введения февральского пакета санкций, был борт с ядерным топливом, который «Росатом» поставил в Словакию, и данное сотрудничество сохраняется.
Ситуация для европейцев сложная: если они решатся на введение эмбарго на российское ядерное топливо, то могут получить масштабнейшие проблемы, которые рискуют обернуться снижением или остановкой генерации советских АЭС.
Дмитрий Сикорский
росатом
европейская энергетика
ядерное топливо
АЭС "Ханхикиви-1"
финляндская политика
Анпилогов