Прокси-дипломатия
На минувшей неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров дал интервью китайскому агентству «Синьхуа», в котором рассказал о ходе переговоров по ситуации на Украине с представителями нынешнего киевского режима.
По словам Лаврова, Москва и Киев «фактически в ежедневном режиме» по видеосвязи обсуждают проект возможного мирного договора, предусматривающий постоянный нейтралитет, безъядерный, внеблоковый и демилитаризованный статус Украины, а также гарантии её безопасности. Кроме всего перечисленного, в ходе украино-российских консультаций поднимается вопрос и отмены антироссийских санкций.
«В повестке дня переговоров также вопросы денацификации, признания новых геополитических реалий, отмены санкций, статуса русского языка и другие», — отметил Лавров.
Посетовав на то, что переговоры «идут непросто» (в первую очередь из-за подстрекательской политики западных спонсоров Киева, усиливающих с каждым днём свою воинственную риторику, накачивающих Украину вооружениями, а также направляющих туда наемников), российский министр подчеркнул, что Москва выступает за продолжение диалога.
«Убежден, что достигнуть договоренностей можно будет только тогда, когда в Киеве начнут руководствоваться интересами украинского народа, а не «советчиков издалека», — добавил Лавров.
При этом глава российского МИДа особо отметил, что Кремль не ставит перед собой задачи по смене правящего на Украине режима, главная цель – заставить Киев проводить другую политику, как по отношению к России, так и к собственным гражданам.
«Мы не требуем, чтобы он сдавался, – заявил Лавров, отвечая на вопрос «хотите ли вы, чтобы Зеленский сдался?», – Требуем, чтобы он отдал приказ отпустить всех гражданских и прекратить сопротивление. Наша цель не включает в себя смену режима на Украине. Это американская специальность. Они этим занимаются по всему миру. Хотим обеспечить безопасность людей на востоке Украины, чтобы им не грозила ни милитаризация, ни нацификация этой страны, а с территории Украины не исходили угрозы безопасности России».
Из вышеприведённых высказываний нашего министра можно сделать два вывода. Во-первых, судя по всему, мы ведём переговоры не с Украиной, а с США. Делегация из Киева выступает лишь в роли эдакой прокладки-передатчика. Упоминание санкций в контексте обсуждаемого договора не оставляет в этом ни малейших сомнений, поскольку их отмена или принятие новых находятся в исключительном ведении руководства Соединённых Штатов и ни Украина, ни даже Западная Европа никак не могут на это повлиять.
Интересно, раньше Штаты предпочитали только вести войны чужими руками, теперь же они решили и договариваться с оппонентами через третьих лиц. Такая себе прокси-дипломатия получается.
И во-вторых, если снятие санкций действительно обсуждается (а не верить Лаврову у меня причин нет), то в обмен на что?
Тут вот на днях глава МИД ФРГ Анналена Бербок заявила, что пути возврата к статус-кво до 24 февраля 2022 года не существует.
«Нам ясно: снятие санкций возможно только в том случае, если Россия выведет свои войска. Мир на условиях, продиктованных Россией, не принесет безопасности ни Украине, ни нам в Европе. В худшем случае это станет приглашением к следующей войне — еще ближе к нашим границам», – подчеркнула германский министр.
Получается, что для снятия санкций потребуется полный вывод наших войск с территории Украины, в том числе и из народных республик Донбасса. Иначе бы Бербок не говорила о неприемлемости российских условий (независимость ЛДНР – одно из них).
Впрочем, то, что говорит «зелёный» немецкий дипломат, стоит делить на два, а то и на три. Её позиция противоречит как минимум двум политическим реалиям. Во-первых, она в принципе не предусматривает никакого иного выхода из ситуации, кроме поражения России и её капитуляции в некой, пускай и смягчённой, форме. Стало быть, предмета для переговоров, хоть с Украиной, хоть с США попросту нет. И тем не менее они продолжаются, а значит, на них обсуждают некий иной вариант, отличный от хотелок фрау Бербок.
А во-вторых, активные приготовления союзников Германии по НАТО – Польши и Румынии – к выполнению некой «миротворческой миссии» на Украине прямо указывают на то, что Запад сам поставил на раздел нынешней Украины и весь вопрос только в том, по какому из возможных сценариев он произойдёт.
Весьма вероятно, что одним из них является сохранение украинского суверенитета над частью территорий, и таким образом формально сохранением Украины как государства. Речь, скорее всего, может идти о центральной и северной частях страны, включающих в себя Киев, Чернигов, Сумы, Черкассы, Житомир, Винницу, а возможно, даже и Кировоград (Кропивницкий), Днепропетровск и Харьков.
Насчёт двух последних – весьма сомнительно, что Россия будет готова оставить их под властью Киева, но как вариант это вполне возможно. Как известно, задача второго этапа СВО заключается в установлении полного контроля над Донбассом и южной Украиной, а также обеспечением сухопутного коридора в Крым и Приднестровье. Всего этого можно добиться и без Днепропетровска и Харькова.
Вот только это очень опасный и скользкий путь, по сути, лишь замораживающий конфликт, но никак его не решающий. Любой территориальный огрызок, который продолжит именоваться «Украина» – это мина замедленного действия. Оставляя его американцам, мы по факту соглашаемся на то, что он продолжит играть роль не до конца вытащенной занозы.
Чем это чревато, можно увидеть уже прямо сейчас. Ставшие, увы, регулярными обстрелы российской территории со стороны Украины, а также группы украинских диверсантов, орудующих в нашем тылу – всё это цветочки по сравнению с тем, что ещё может произойти. Запад не остановит накачку Украины оружием, подогревая решимость украинского руководства вести против нас перманентную войну. Хотим ли мы иметь у себя некий аналог палестино-израильского конфликта с обстрелами и терактами? Полагаю, ответ очевиден.
И в свете желания Польши, Румынии, Венгрии и, возможно, Словакии немножко прирасти украинскими территориями единственно приемлемым для нас может быть выход к непосредственной границе со странами НАТО. Только так мы сможем гарантировать себе относительно спокойное существование, ибо никто из них (в отличие от украинцев, на которых не распространяется 5 статья Устава альянса) в прямое столкновение с нами не полезет. Рисковать войной с Россией из-за недальновидных действий младших партнёров ни Лондон, ни Вашингтон не станут.
Так что, никакая прокси-дипломатия здесь не поможет. И даже если Сергей Викторович с этим не согласен, нам придётся-таки «сносить» Зеленского и весь киевский режим и освобождать большую часть Украины вплоть до «румынской» Буковины и «польских» восточных кресов. По-другому, увы, не получится.