Американский кнут остался без пряника
Соединенные Штаты имеют возможности проводить широкие меры по оказанию давления на другие страны не только в рамках двусторонних отношений, но и через подконтрольные международные организации, такие как МВФ и Всемирный банк. Хотя это нарушает нормы международного права, это стало обыденной практиков превентивной дипломатии, то есть угроз последующего наказания, которое может иметь долгосрочный экономический и политический эффект.
В частности, ранее было замечено, что страны, которые голосовали против позиции США в ООН, потом сталкивались с ограничениями в получении займов или кредитов от этих финансовых организаций. Так было во время голосования во время операции «Буря в пустыни» против Ирака. Аналогичную опцию США применили и в отношении России. Этим и объясняется участие такого большого количества развивающихся стран в списке государств, которые проголосовали в ООН против России.
При этом, чтобы избежать удара американского кнута, против Москвы даже проголосовала дружественная Сербия! Президент Александр Вучич потом оправдывался, что решение было принято под нажимом западных стран, но Сербия не собирается вводить каких-либо санкций против России. Учитывая оккупацию Косово, Сербия не имеет полноценного суверенитета даже в теории, поэтому вынуждена балансировать между коллективным Западом, в окружении которого находится, и Россией.
Однако там понимают, что восстановление суверенитета может произойти только благодаря помощи России, а не действиям Запада. Блажайшее время покажет как будет развиваться это направление, особенно с учетом недавних поставок вооружений Британией косоварам, что Белград оценил как недружественные действия.
Наиболее явный случай недавнего американского вмешательства во внутренние дела другой страны из-за независимой позиции — это смена правительства в Пакистане. Премьер-министр находился в Москве во время начала спецоперации на Украине и встречался с руководством нашей страны.
Пакистан не проголосовал против России в ООН, а также отказался осуждать Москву после коллективного обращения послов ЕС. Из Вашингтона через посла Пакистана в США ему передали, что он должен уйти с поста, иначе будет хуже для Пакистана. Имран Хан не побоялся сказать это открыто на публичном митинге, где заявил о явном вмешательстве со стороны.
Но парламентский переворот, все же состоялся, хотя были попытки не допустить голосовнаия по вотуму недоверия. Теперь в Пакистане проамериканское правительство, которое начало менять ключевых министров. А Движение за солидарность выводит на улицы тысячи своих сторонников в различных городах страны. На время окончания священного месяца Рамадан запланированы массовые протесты в самом Исламабаде.
Уже сейчас в Пакистане отмечается рекордно высокий уровень антиамериканских настроений. Имран Хан пообещал бороться как с американским вмешательством, так и с «импортированным правительством», под которым он подразумевает нынешнюю коалицию в Национальной Ассамблее Мусульманской лиги-Н и Народной партии Пакистана.
Учитывая хрупкое положение Пакистана, этот «переворот» ударит, в первую очередь, по самому народу Пакистана, который страдает от длительных пертурбаций и отсутствия политической стабильности.
В соседней Индии Вашингтон также попытался повлиять на принятие решений по поводу взаимодействия Нью-Дели и Москвы.
На саммите Индия-США 2+2, который прошел 12 апреля в столице Индии, обсуждались вопросы конфликта на Украине и возможных торгово-экономических ограничений. Во время совместной конференции министров прозвучало однозначное осуждение гибели гражданских лиц и призывы к немедленному прекращению огня, однако добиться от Индии прекращения покупки российских энергоресурсов и даже оружия США не удалось.
Хотя Блинкен и глава Пентагона Ллойд Остин пытаются завлечь Индию в свою орбиту, Нью-Дели не верит обещаниям и прагматично относится к расширению индийско-американского сотрудничества в военно-технической сфере. К Индии метод кнута не применяется, хотя и пряников у США фактически нет.
А вот Турция явно поддалась давлению США. Накануне Анкара объявила о закрытии турецкого неба для российской авиации, которая летит в Сирию. Как пояснил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, разрешение на полеты российских самолетов выдавалось на три месяца и неоднократно продлевалось, а теперь закончилось. Об этом турки заранее уведомили Москву. Это касается самолетов как гражданской, так и военной авиации.
Здесь явно не обошлось без вмешательства США, которые стараются оказать максимальное давление на Турцию, так как она не присоединилась к санкциям против России (это бы сильно ударило по интересам самой Турции).
В Латинской Америке Белый дом также пытается, если не сколотить антироссийскую коалицию, то, по крайней мере, заставить некоторые страны вветси антироссийские санкции. Наибольшего успеха в этом США добились в Колумбии, где на носу новые выборы президента и на фоне острой социальной нестабильности все чаще слышатся обвинения в сторону Венесуэлы, где, якобы, находятся российские военные, которые могут принести какой-то ущерб Колумбии.
Кроме того, президент Колумбии Иван Дуке жестко высказался в адрес России, указав, что боевики из FARC могут иметь какие-то связи с Россией. И по отношению к его риторике специальное заявление делала спикер МИД РФ Мария Захарова, отметив необходимость сохранения друественных российско-колумбийских отношений, несмотря на столь невежественный тон главы Колумбии.
Можно считать, что нынешняя активность Государственного департамента США, так или иначе, связана с антироссийской политикой. Если это делается не напрямую, то хотя бы косвенно.
В двадцатых числах апреля государственный секретарь США Энтони Блинкен вместе с министром внутренней безопасности Алехандро Майоркас посетил Панаму, где обсуждались вопросы миграции ии санкции против России. Официально Блинкен поблагодарил руководство Панамы за проамериканскую позицию.
Поскольку для Панамы США являются основным экономическим партнером и главным прямым инвестором (включая работу канала, где более 70% грузов, проходящих через него, предназначены для США или отправляются оттуда) очевидно, что там будут следовать указаниям Вашингтона.
Кроме того, ранее Украина через своего посла в этой стране пыталась добиться от Панамы закрытия канала для прохождения российских судов. Однако власти Панамы отказали вводить подобные ограничения, сославшись на нейтральный статус канала по отношению к делам международной политики.
Показательно, что ранее дело о Панамском досье с данными о счетах различных олигархов, было использовано США против России для введения дополнительных санкций.
Вероятно, что ограничения со стороны Панамы в будущем будут для использования их страны для российских инвестиций или каких-то финансовых операций. Но крупные игроки Латинской Америки пока выдерживают антироссийские требования Вашингтона.
Мексика отказалась следовать санкциям против России, как она ранее делала и по отношению к Кубе. Хотя здесь необходимо учитывать, что президент Лопес Обрадор критически настроен к США, хотя и понимает сильную зависимость своей страны от северного соседа.
С подобным давлением пока успешно справляется и Аргентина — глава МИД этой страны Сантьяго Кафьеро заявил, что Аргентина не пойдет на такие действия.
Бразилия вообще осудила западные санкции против России за то, что они усугубляют экономические последствия конфликта и наносят ущерб народам, зависящим от основных ресурсов.
«[Эти санкции] могут усугубить экономические последствия конфликта и повлиять на цепочку основных поставок», — заявил в начале апреля министр иностранных дел Бразилии Карлос Франса, ссылаясь на эмбарго, введенное Западом во главе с США против России.
На слушаниях в Сенатском комитете по иностранным делам глава дипломатии Бразилии дал понять, что такие меры направлены на реализацию интересов небольшой группы правительств, в то же время нанося ущерб другим, которые полагаются на основные ресурсы. Здесь необходимо учитывать сильную зависимость этих двух стран от поставок российских удобрений, от которых зависит сельскохозяйственный сектор Бразилии и Аргентины.
Еще остается много стран Африки и Азии, которые внешне выступили в ООН с осуждением действий России, но формально продолжают взаимодействие. Рано или поздно Вашингтон доберется и до них с требованием присоединиться к введенным санкциям или установить какие-то особые ограничения.
Явно это коснется их собственного суверенитета и в этом сложном выборе многое зависит от политической воли руководства. Однако российская дипломатия не должна ждать каких-то новых козней Госдепа, а активнее проводить внешнюю политику и максимально расширять сотрудничество с дружественными и нейтральными государствами.