Нефтегазовый спор в Европе

Нефтегазовый спор в Европе

Первомайские праздники не стали поводом для старательных европейцев отрешиться от забот мирских и слегка понежиться на весеннем солнышке. Оно и понятно. Голова среднестатистического жителя Европы сейчас забита вопросами выживания. Глядя каждый день с ужасом на растущие цены на бензин и продукты, они с тревогой в голосе обращаются к властям — «доколе?».

Но вместо попыток как-то разъяснить населению сложившуюся критическую ситуацию, руководство стран ЕС предпочитает помогать ему чрезвычайно «дельными» советами о том, как собирать дождевую воду для использования её в уборных или пользоваться душем не чаще трёх, максимум, четырёх раз в неделю.

А между тем, ничего из этих сомнительных ноу-хау не понадобилось бы, если бы Европа не старалась так неистово задушить Россию «в своих объятьях». А всего-то и надо было, согласиться на нашу схему оплаты за газ в рублях, тем более, что для самих европейцев, по сути, ничего не меняется — как платили в евро, так и продолжат — просто не смогут больше заблокировать наши деньги на своих счетах. То есть применить те самые санкции, которые сами же и навводили. Но нет, упорствуют себе во вред.

А в это время приближается 20 мая — ближайшая крупная дата платежей Евросоюза за газ для европейских энергетических компаний. Выступая в минувший понедельник по этому поводу, Кадри Симсон, европейский комиссар по энергетике, заявила, что требования Москвы об оплате поставок в рублях должны быть отвергнуты. Однако её пламенный спич не встретил понимания среди министров энергетики стран ЕС, собравшихся по случаю в Брюсселе.

Главы профильных министерств в целом согласились с тезисом, что подчинение требованиям Кремля приведёт к нарушению западных санкций, однако большинство из них признало, что до полного отказа от российских энергоносителей (который, по их же собственным расчётам, вряд ли возможен ранее 2027 года) Евросоюзу придётся-таки идти на уступки.

В качестве аргумента приводится статистика за 2021 год, согласно которой ЕС импортировал из России 155 млрд кубометров природного газа, что составило около 45% импорта газа ЕС и около 40% общего потребления газа. При этом даже самые отъявленные европейские русофобы признают, что на сегодняшний день не существует альтернативы, которая могла бы полностью компенсировать разрыв контрактов с Газпромом.

Более того, как стало известно, уже 10 европейских стран открыли рублёвые счета в Газпромбанке. Об этом проговорились в Венгрии, заявив, что не только Будапешт, не желающий садиться на голодный газовый паёк в угоду американским интересам, согласился с требованиями Москвы, но и ещё 9 европейских столиц, предпочитающих, правда, не афишировать это решение.

«Венгрия открыла счёт в евро, на который зачисляется цена на газ в евро, а затем банк конвертирует её в рубли… Помимо нас, так делают ещё девять стран, но они не говорят, что поступают так же, просто потому что в Европе сейчас „быть хорошим для Европы‟ означает, что руководство страны не говорит честно со своим народом и в международной жизни», — рассказал глава канцелярии правительства Венгрии, подтвердив таким образом информацию, ранее появившуюся в американских СМИ.

Но раз с отказом от русского «голубого топлива» пока не заладилось, европейцы решили отыграться на «чёрном золоте», почти согласовав нефтяное эмбарго для России. Правда, только «почти». Несмотря на то, что немецкий канал ZDF в понедельник вечером радостно сообщил о достигнутом в ЕС консенсусе по вопросу запрета на импорт российской нефти, во вторник с утра всё та же строптивая Венгрия, а вслед за ней ещё и Словакия поспешили опровергнуть это утверждение.

Как заявил глава Минэкономики Словакии Рихард Сулик, в случае введения ЕС с 2023 года эмбарго на российскую нефть республика будет требовать исключения для себя, так как, по его словам, получение нефти из России жизненно важно для её экономики.

В результате на портале американского канала NBC появилось сообщение, согласно которому страны ЕС близки к тому, чтобы одобрить эмбарго на российскую нефть. При этом запрет на её импорт будет поэтапным, а также соглашение может предусматривать некоторые исключения для Венгрии и Словакии.

«Еврокомиссия, чтобы сохранить единство блока, может либо позволить этим двум странам не присоединяться к нефтяному эмбарго, либо предложить им длительный переходный период для отказа от российской нефти, — пишут американские журналисты, — Как ожидается, Брюссель объявит об этом на текущей неделе в рамках шестого пакета санкций к России. Решение озвучит глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен после того, как все послы ЕС подпишут соответствующий документ».

Особо отмечается, что новые ограничения против российского энергетического сектора не затронут поставки газа, так как Европа гораздо больше зависит от них, чем от нефти. Осознавая свою газовую уязвимость, ЕС ищет любые, даже призрачные, возможности от неё избавиться. Так, по сообщению агентства Bloomberg, чтобы заместить импорт газа из России, Евросоюз готов развивать сотрудничество со странами Африки. Но при этом обставляет потенциальные договорённости политическими условиями.

По информации российского посла в Анголе, страны Запада оказывают давление на африканские государства, требуя осудить Москву за её операцию по защите Донбасса. То есть они хотят не только купить у африканцев газ (которого всё равно не хватит), но ещё и требуют некой присяги на личную преданность «идеалам демократии». Возникает резонный вопрос — европейцы, вам шашечки или ехать?

Похоже, что искать логику в действиях наших (почти уже бывших) западных партнёров не стоит. Желание наказать нас во что бы то ни стало застит глаза. Ради этого сыплют на нас своими санкциями как из испорченного рога изобилия, даже не думая останавливаться. Вчера, например, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель поведал, что согласно новому, уже шестому по счёту санкционному пакету, ЕС намерен отключить «ещё больше российских банков от системы SWIFT». При этом они даже не утруждают себя проверкой, насколько хорошо работают предыдущие пять. Некогда им, видимо.

И всё это приводит к неутешительному для Европы выводу — время работает против них. Попытка ЕС отказаться от российских энергоносителей с одновременным усилением санкций вовсе не означает способность европейцев выжить без нашего газа. Скорее наоборот. В ЕС пытаются ускорить процесс «капитуляции России» именно для того, чтобы после, на новых условиях, получить всё то, что им так необходимо.

В ход идёт всё, что не грозит Европе мгновенным экономическим крахом, и потому нефть (пускай и с оговорками) — нет, а газ — пока да. Они рассчитывают на то, что, оставшись без нефтяных доходов, мы выдохнемся раньше, чем кризис накроет их самих. С СССР же такая тактика сыграла? Так почему не воспользоваться ей ещё раз?

Поэтому вслед за шестым пакетом санкций последует седьмой и если понадобится восьмой. Счёт идёт на месяцы, а в игре с высокими ставками проигравший потеряет всё.