СВО надо наращивать: украинское общество на изломе

СВО надо наращивать: украинское общество на изломе

С момента начала Россией специальной военной операции (СВО) на территории Украины, украинское руководство постоянно эмоционально накачивало информационный фон «перемогами», вперемешку с вымышленными зверствами российской армии. По прошествии двух месяцев эта тактика начинает давать обратный эффект – созданная медийная картинка начинает разваливаться.

Не секрет, что практически с самого начала Россией СВО, украинское руководство убеждало свое население, что военные силы Украины (ВСУ) вот-вот победят и боевые действия закончатся уже в середине апреля. Оно постоянно увеличивало эмоциональный накал подаваемой информации, обвиняя российскую армию в бесчеловечных преступлениях, всё для того, чтобы поддерживать необходимый уровень ненависти и агрессии.

Однако невозможно поддерживать эмоциональный угар в обществе постоянно на максимальном уровне, и теперь, спустя два месяца боевых действий на Украине, происходит привыкание к текущей обстановке, и у людей, как на фронте, так и в тылу появляется всё больше вопросов к собственной власти.

Так как украинское и российское общество сейчас имеют собственную «информационную действительность», мне не имеет смысла приводить многочисленные примеры из российских СМИ, когда пленные солдаты ВСУ проклинают своих командиров, которые бросили их в «мясорубку» на неподготовленных позициях. Для описания внутренних процессов на Украине придется использовать только украинские источники.

У многих может вызвать сомнение достоверность этих источников, однако в качестве аргументации я использовал видеосвидетельства происходящего. Хотя, даже некоторые анонимные украинские телеграмм-каналы выдают вполне достоверные инсайды от украинского руководства. Например, 10 апреля один из таких ТГ-каналов сообщил, что Украина, с использованием Байрактаров, собирается уничтожить российский корабль, находящийся в Черном море, а 14 апреля получил повреждения и затонул российский крейсер Москва.

Этот же ТГ-канал дает ссылку на видео, где украинские бойцы обвиняют украинское руководство в разворовывании бюджетных средств во время войны и недвусмысленно угрожают «порвать» текущую власть. Примеры разворовывания денег приближенными к власти в Киеве слишком наглядны. Кирилл Тимошенко, заместитель главы офиса украинского президента Владимира Зеленского, сейчас организует ямочный ремонт в Харьковской области, в области, где идут боевые действия, и расход средств трудно контролируем.

Однако финансовый бардак на Украине имеет куда более критическое значение, если судить по видео, где один из бойцов ВСУ 95-ой бригады  рассказывает, что им не выплачивают заработную плату, а на содержание боевых машин деньги дают волонтеры. По слухам, после данного обращения деньги 95-ой бригаде выделили и даже демонстративно заплатили 100 тысяч гривен, обещанные Зеленским всем военным, только вот в других подразделениях таких выплат не было.

Вообще, количество видео​обращений солдат ВСУ с жалобами по поводу происходящего, как в тылу, так и на фронте, в последнее время резко возросло. Так, 28 апреля отряд десантников 79-ой бригады записал видео​обращение, в котором рассказал, что командование отправило их выполнять боевую задачу на Донбассе, но они даже не успели окопаться, как по ним ударила российская артиллерия.

Командиры сбежали, а их оставили без какой-​либо поддержки «с автоматами против танков». Потеряв 70% личного состава, эти военные ушли со своей позиции в тыл, в район Ямполя. Теперь их хотят привлечь к уголовной ответственности за дезертирство. Десантники просят вывезти их в Николаев, так как считают, что руководство хочет их «добить, чтобы люди не знали правду». Со слов украинских военных, они не дезертиры, согласны воевать дальше, но только не в 79-ой бригаде, где офицеры сбегают с поля боя на машинах, бросая раненных.

29 апреля появились видео, как солдаты ВСУ 93-й бригады, с их слов, разбиты и выходят из окружения. В тот же день было опубликовано обращение, которое подписано 19 солдатами, в нем указано, что военнослужащие 3-й механизированной роты 1-й механизированного батальона 93-й бригады отказываются проходить дальнейшую военную службу в связи с отсутствием адекватного командования, эвакуации раненых, потерей боеспособности подразделения (60% личного состава).

Очень характерно прокомментировал видео​обращение солдат 79-ой бригады советник украинского президента Алексей Арестович, заявив, что это информационно-​психологическая операция российских военных, которые заставили пленных солдат ВСУ оговорить свое командование. Арестович также рассказал, что к нему уже обращались по поводу таких видео украинские лидеры общественного мнения, и он объяснял им, что российские военные заставляют пленных солдат ВСУ рассылать провокационные видео своим родственникам, чтобы разогнать общественную волну недовольства в Украине.

Однако, даже судя по видео с солдатам 79-ой бригады видно, что они находятся отнюдь не в плену. Место, где они располагаются ничем не ограничено, а некоторые прямо во время записи видео свободно общаются по сотовым телефонам, которые однозначно были бы изъяты, если бы эти военные находились в плену.

В другом интервью Арестович был вынужден признать, что напряжение сказывается на ВСУ и солдаты начинают «забрасывать родственников сообщениями, что всё пропало», а российская сторона усиливает эту ситуацию, чтобы Украина «психологически обвалилась». Однако, по мнению Арестовича, в плане психологической стойкости, пример следует брать с «защитников Мариуполя», которые якобы продолжают уничтожать противника.

Однако, те самые «защитники Мариуполя» из полка Азов (запрещенная в России организация) в шоке от того, как к ним сейчас относится украинское руководство и обещают «набить морду» Арестовичу за весь тот бред, который он вещает.

Конечно, ситуация вокруг окруженцев ВСУ на территории завода «Азов​сталь» для украинского руководства сложилась весьма сложная, видео с кадрами, как в подземельях раненые гниют заживо, никак не поднимают моральный дух украинского общества.

Деблокировать эту группировку они не могут, заставить Россию с помощью западных союзников организовать вывод своих солдат у них никак не получается. Окруженцев кто-​то надоумил просить мировую общественность о «процедуре экстракции» — выходе с оружием сразу в «третью страну», чего ещё не было в истории боевых действий. Согласитесь, со стороны это выглядит если не смешно, то очень странно, явно неадекватно сложившейся обстановке.

Теперь, когда под эгидой ООН проходит эвакуация мирных жителей с территории завода, даже в репортаже британского новостного агентства BBC, прозвучали слова одной из эвакуированных женщин, что они и ранее слышали о возможности выйти по гуманитарным коридорам, предложенным российской стороной, но боевики Азова их не выпускали. На текущий момент украинские боевики заявляют, что не все гражданские эвакуированы с завода «Азов​сталь» в связи с тем, что часть из них находится под завалами, хотя вышедшие люди этого не подтверждают.

Таким образом, «окруженцы» явно не очень доверяют своему руководству и хотят оставить себе хоть часть «живого щита» из мирных жителей. В связи с этим получается, что Киев не может окончательное решить ни одной проблемы по «Азовстали» — ни эвакуировать мирных жителей, ни своих военнослужащих, даже раненных.

Тут нужно учитывать, что по вопросу «окруженцев» на украинское руководство давят нацистские радикалы, которые подозревают Зеленского в том, что он своим бездействием хочет избавиться от этих «украинских патриотов». Поэтому организуются публичные обращения «жён Азовцев», которые требуют от Зеленского эвакуировать своих мужей.

Стоит отметить, что аналогичные женские обращения к президенту Украины уже были, ещё в 2014 году, во время летних «котлов» на Донбассе. Ситуация для ВСУ пока не столь критичная, но подобных обращений от женщин становится все больше. Хуже того, появляются видео, где женщины, не подбирая выражений, дают оценку украинской власти.

Настоящий «бабий бунт» произошел в городке Хуст Закарпатской области, когда местные женщины блокировали здание военкомата, протестуя против отправки их мужей добровольцами из территориальной обороны на передовую. Судя по видео, слышно, что кто-​то даже разбивает окна военкомата. Украинское издание Страна.ua пишет, что эта акция переросла в нечто большее, получив отклик у других женщин по Украине.

В приведенном изданием видео, женщина поясняет, что в ходе беспорядков, военные ударили женщину прикладом. Основная претензия также заключается в том, что киевские военкомы приезжают на Закарпатье и, в целях мобилизации, отлавливают мужчин прямо на улицах. У нее возникает логичный вопрос – почему такие акции не проводятся в Киеве?

На мой взгляд, ответ тут очевиден, потери ВСУ огромны и, если мобилизовать большое количество жителей столицы, из самой активной и весомой части населения в информационном пространстве Украины, то информация об их смертях тут же распространится среди киевлян, которые во многом и формируют основные настроения в украинском обществе.

Большое количество потерь среди личного состава ВСУ становится скрывать всё труднее. Даже журналист британской газеты The Times, написал в своей статье о том, что бойцы ВСУ в селе Пески, что под Донецком, несут тяжелые потери, будучи не в состоянии ответить на артиллерийский огонь российских войск. Ссылаясь на изменившуюся тактику ведения боевых действий, с массовым применением Россией артиллерии, глава украинской делегации на переговорах Давид Арахамия посетовал на нехватку пленных для «обменного фонда» у Украины.

Смерть британского наемника и бывшего американского морского пехотинца, а также ранение двух его соотечественников, говорит о том, что ситуация для ВСУ настолько сложная, что иностранные наёмники оказываются в самом эпицентре боёв, чего не было ещё месяц назад.

Поэтому часть наемников просто сбегает с Украины. Американец Дэвид Кинг в интервью The Economist сослался на абсолютный хаос и дезорганизацию в рядах ВСУ. Поставленная украинским командиром задача атаковать без разведки деревню, обозначенную лишь точкой на карте, стала последней каплей в его решении покинуть Украину.

Бразилец Фабиу Оливейра сослался на плохую подготовку, отсутствие продуктов питания и бытовых принадлежностей, не говоря уже о бронежилетах. Он стал свидетелем того, как на одной из украинских баз, где проходила подготовка иностранцев, застрелился польский наёмник. 27 из 30 человек в его отряде отказались дальше воевать на Украине.

Многие могут сказать, что этот «информационный шум» существенно не меняет ситуацию на полях сражений, однако суть заключается в том, что, в основном, весь «патриотический угар» украинского общества и держался за счет информационных вбросов.

Если в начале СВО украинское руководство раскручивало историю о непобедимом лётчике «Призраке Киева», то после того, как недавно даже издание The Times сообщило о его гибели, командованию ВВС Украины пришлось признаться, что это был не настоящий человек, а «собирательный образ».

Конечно, некоторые украинцы осудили командование ВВС за «разрушение сказки», а некоторые задумались о каких ещё «перемогах» врало украинское руководство. На текущий момент, украинское общество подходит к очень трудному этапу, когда картинка былых «перемог» разваливается на глазах из-за постоянных поражений и отступлений на фронте и не обустроенности тыловой жизни.

Обещание «всемирной поддержки» пока не чувствуется. Даже советник украинского президента Арестович признает, что иностранное тяжелое вооружение может появиться на фронте только к концу мая – начале июля, а за это время может произойти серьезный перелом в сознании украинского общества.

Олег Ладогин