Ситуация с водой в Крыму будет только хуже

Ситуация с водой в Крыму будет только хуже

Несмотря на действия России, гидрологическая ситуация в Крыму не улучшилась. В течение текущего года может произойти значительное ухудшение снабжения жителей Крыма водой, говорит д-р Дариуш Матерняк

Как сейчас выглядит ситуация с водоснабжением Крыма? Помогла ли зима пополнить запасы?

Д-р Дариуш Матерняк: некоторое небольшое улучшение ситуации произошло. Однако следует помнить, что последние несколько лет, и особенно 2019 год, были сухими. Результатом является высыхание рек и озер, о чем в последние месяцы сообщают украинские СМИ – речь идет, например, об озере Бугаз близ Судака, которое вскоре может вообще исчезнуть. Также органы местной администрации, сообщали в конце февраля, о исчерпании запасов в двух больших водохранилищах: симферопольском и бахчисарайском и это несмотря на зимние осадки: в первом водоеме, уровень заполнения составил в конце февраля, всего 7 процентов. Тем не менее, нельзя говорить о каком-то радикальном изменении к лучшему, а тем более о нормализации ситуации с доступом к воде. Это временное улучшение ситуации, вызванное погодными условиями, не переводится в целостную ситуацию, которая очень сложна. Перспективы улучшения нет, и все указывает на то, что будет как раз наоборот.

Каковы прогнозы на текущий год? Повторится ли прошлогодняя ситуация с дефицитом воды?

Уверен, лучше не станет. Россия пытается обеспечить водоснабжение специальными методами, есть планы такие, как строительство водопровода через Крымский мост, однако, это не системные действия. Жители жалуются на нехватку воды и на ее низкое качество. Без соглашения с Украиной здесь ситуация не изменится в лучшую сторону, и нужно помнить, что до 2014 года – 85 процентов потребностей в водоснабжении покрывали поставки с „материковой” Украины.

Какие предпринимаются действия, каковы они?

Прежде всего, что сейчас делается, это бурение артезианских скважин. Это еще одна полумера. Потребление воды в Крыму растет, и сами скважины не могут удовлетворить этот спрос. В краткосрочной перспективе это как-то функционирует, однако в долгосрочной перспективе это действие носит разрушительный характер для экосистемы всего полуострова в связи с чрезмерной эксплуатацией грунтовых вод. Есть планы по строительству опреснительного завода, есть планы по добыче воды со дна Азовского моря. Все это безумно дорого и абсолютно не дает гарантии, что результатом этих действий станет реальное улучшение гидрологической ситуации в Крыму.

Вы упомянули об Украине и возможном решении проблемы водоснабжения Крыма каким-то соглашением между Украиной и Россией. Каковы шансы на такую сделку? Год назад администрация Зеленского изучала общественные настроения, и, похоже, ничего из этого в итоге не вышло.

Украинские СМИ практически не уделяют этому вопросу внимания. Все знают, конечно, о проблемах Крыма. Очень редко можно услышать что-либо о возможных переговорах с Россией о поставках воды через Северо-Крымский канал. Это может немного измениться в этом году в связи с открытием Крымской платформы, которая представляет собой платформу для диалога о деятельности, связанной с деоккупацией Крыма. Официальное собрание состоится в августе этого года. Однако остается без ответа самый главный вопрос: будет ли Россия заинтересована в каком-то конструктивном участии в этой платформе? Без конструктивной позиции России, которую нельзя увидеть, поскольку Россия рассматривает Крым как один из своих субъектов федерации, нет шансов решить проблемы Крыма, в том числе связанные с водой. Российский МИД заявил, что может принять участие в переговорах о поставках воды, но тема деоккупации остается вне сферы ее интересов. В прошлом году премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявлял, что в случае гуманитарной катастрофы Украина окажет помощь жителям Крыма также в области водоснабжения, однако за этой общей декларацией не последовали конкретные предложения. Позиция Киева остается неизменной: восстановление поставок только после деокупации полуострова.

Что касается вопроса о поставках воды и ее возможном военном решении, то Россия должна была бы начать масштабную операцию, она не смогла бы этого скрыть. Во-вторых, географическая обусловленность Крыма вряд ли позволит вывести основное наступление с этого направления. „Материковую " Украину и Крым разделяет узкий перешеек, легко поддающийся огневому контролю со стороны украинской стороны. Такая операция повлечет за собой большие потери с обеих сторон, которые Россия не может и не хочет себе позволить. Возможно, можно ожидать каких-то гибридных действий, диверсионных действий, но об открытом конфликте речи быть не может. Проблема воды Россия должна решить иным способом