Госплан: от прошлого к настоящему
На данном канале мы, порой, обращаемся к историческому опыту реализации различных проектов развития русской экономики. Некоторые из них являлись более успешными, будучи по-настоящему передовыми и уникальными для своего времени. Например, к ним относится переводной рубль СЭВ, ставший первой в мире наднациональной валютой:
222222222
Были также примеры реформ, имевших огромный потенциал для укрепления нашего национального экономического суверенитета, однако совокупность геополитических и внутренних конфликтов начала XX века помешали реализоваться задуманному. К таким относится переход на систему золотого монометаллизма при Витте:
222222222
Мы пишем об этом для того, чтобы решать современные экономические задачи, опираясь, в том числе, на исторический опыт. Ведь, несмотря на то, что глобалистские методички учат якобы "универсальным" решениям, которым предполагается следовать, не задавая лишних вопросов, каждая страна имеет свои национальные особенности и интересы. Поэтому необходимо изучать собственный исторический опыт, чтобы понимать, как те или иные институты работали в первую очередь у нас, и какие выводы мы можем сделать для настоящего времени.
Одной из существенных проблем экономического либерализма является игнорирование им геополитического фактора. Раз за разом мы видим, что свободные рыночные механизмы в ситуации столкновения с суровой реальностью не способны быстро и эффективно справляться с трудностями. Ярким примером является реакция Европы на разворачивающийся на наших глазах энергетический кризис. Однако они пусть справляются сами, нам же необходимо думать о своей стране.
Суровые времена требуют максимальной мобилизации всех сил страны, и для этого возникает потребность в активном государственном участии в управлении экономикой, и даже разработка единого общегосударственного хозяйственного плана. В истории нашей страны существовал орган, выполняющий эти функции – Госплан СССР.
Образованный в 1921 году на базе Комиссии ГОЭЛРО, Госплан использовал в своей работе балансовый метод, в рамках которого выявлялись узкие места в экономике, имеющиеся диспропорции, а также искались пути их преодоления. При этом возникала необходимость определения приоритетов в развитии тех или иных видов производства. Также в Госплане были выработаны и постоянно совершенствовались организационные процедуры. Это крайне важный элемент, во многом определяющий успешность планирования и вовлекающий в этот процесс огромные массы специалистов. Ведь в разработке планов принимали участие практически все предприятия страны, которые представляли свои предложения в соответствующие министерства, а те – в Госплан.
Кроме того, очень важной функцией Госплана СССР было нахождение оптимального баланса в удовлетворении различных экономических интересов. Формирующиеся снизу эти интересы воплощались в лоббистские (в хорошем смысле) интересы министерств и союзных республик. И только одно ведомство не имело своего собственного интереса – это сам Госплан СССР, интерес которого был национальным интересом.
Безусловно, мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что советская экономическая модель, сердцем которой был Госплан, имела свои недостатки и недоработки. Это и абсолютизация плановых показателей, и лишение самостоятельности предприятий, что негативно отражалось на их эффективности.
Кроме того, несмотря на то, что в работе Госплана всегда большое место занимал учет достижений научно-технического прогресса, что выражалось в формировании плановых заданий по техническому перевооружению и реконструкции предприятий, на практике система контроля за выполнением плана, когда основным критерием его выполнения признавались объемные показатели по выпуску продукции, а не показатели НТП, приводила к отсутствию стимулов для предприятий по внедрению новейших технологий. Особенно ярко это проявилось в послежние десятилетия Советского Союза.
Сейчас у нас плана нет. Есть прогноз, позиционируемый как простое предвидение. Тем не менее, существуют федеральные целевые программы, госзаказ, национальные проекты, планы развития госкорпораций акций. На наш взгляд, необходимо соединить эти документы воедино и придать им действительно плановый характер с указанием конкретных целей и исполнителей.
В этом случае удалось бы придать социально-экономическому развитию целенаправленный характер, отражающий государственные интересы, с полным преодолением недостатков советского централизованного планирования – административного навязывания предприятиям плановых заданий. Используя таким образом разумные методы работы Госплана СССР.
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!