Польша хочет сделать «Северный поток 2» цивилизованным?
Спор по поводу «Северного потока-2» продолжается. В последние месяцы в игре, связанной со спорным газопроводом, появились ряд новых факторов, — смена караула в Белом доме. Аналитик Польского института международных отношений Бартош Белищук пишет, что Берлин может сделать в нынешней ситуации для восстановления трансатлантических отношений и что Польша может сделать в этом вопросе.
Что Германии делать с «Северным потоком 2»?
-Санкции США вызвали обострение дебатов по «Северному потоку — 2». — Однако для властей Германии приоритетом является завершение проекта, а не разрешение спора. Это ослабляет доверие партнеров ЕС и НАТО к способности Германии противостоять действиям России, например, в случае политических репрессий. Заявленная властями Германии готовность к восстановлению трансатлантических отношений также требует выработки общей политики союзников в отношении России. Однако эта политика не должна быть направлена на поддержку экономических интересов Германии в ущерб политическим интересам ЕС и НАТО. Следует сосредоточиться на сотрудничестве с союзниками, даже если это не приносит Германии прямых экономических выгод. В интересах Польши не только стремиться остановить «Северный поток — 2», но и инициировать дебаты с немецкими партнерами о возможности уменьшения негативных последствий проекта. Он пишет, что в эти дебаты также должны входить переговоры о долгосрочной политике в отношении России.
По словам Белищука, Польша может предложить:
1. Обширные консультации по Северному потоку 2. — Индивидуальные переговоры между Германией и США по Северному потоку 2 ослабляют доверие в НАТО. Это можно изменить, включив в диалог союзников, таких как Польша, и учитывая аргументы Украины. Также, по мнению аналитика, можно отказаться от поддержки «Северного потока — 2» или приостановить его запуск даже после его завершения, что даст возможность оказать политическое давление на Россию
2. Приведение «Северного потока-2» в соответствие с законодательством ЕС. — Применение газовой директивы к «Северному потоку-2» должно гарантировать наиболее прозрачную работу газопровода в случае его запуска. Страны и институты ЕС должны стремиться минимизировать риск несоблюдения Россией требований. По его мнению, это также поможет укрепить авторитет ЕС как сторонника прозрачных и рыночных правил.
3. Разработка стратегии в отношении России. — При разработке долгосрочной общей политики стран ЕС и НАТО в отношении России необходимо также учитывать мнение союзников, таких как Польша. Эта политика должна основываться не на стремлении к сближению с Россией любой ценой (в рамках, например, «выборочного вмешательства»), а на поиске эффективных инструментов воздействия на российские власти. В нынешней ситуации один из них может быть, например, реальной угрозой остановить ввод «Северного потока — 2» в эксплуатацию, пишет Белищук.
4. Выражение готовности продлить санкции. — Целесообразно в знак солидарности заявить о готовности всех союзников по НАТО и ЕС ввести дальнейшие санкции (не только личные)
5. Максимальная независимость ЕС от российского газа. — Диверсификация маршрутов и источников поставок газа и развитие возобновляемых источников энергии создают возможность снизить энергетическую зависимость ЕС от России и, следовательно, негативное политическое влияние России. В то же время усилия Германии по более тесному сотрудничеству с Россией — например, по вопросам, связанным с водородом — могут поддерживать эту зависимость. Польша и Германия должны совместно стремиться к развитию зеленой энергетики для достижения как климатических целей, так и укрепления безопасности ЕС, пишет Белищук.
6. Сотрудничество с Украиной. — Германия вместе со своими партнерами из ЕС должна уделять приоритетное внимание сотрудничеству в энергетических вопросах с такими странами, как Украина, которая является жертвой российской экономической агрессии. В то же время принуждение к сотрудничеству с Россией в этой области может не только привести к дальнейшей энергетической зависимости ЕС от России, но и стать плохим политическим сигналом для Украины, который напрямую ударит по «Северному потоку-2».